Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

«Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с учащимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации»

Дата: 26 ноября в 21:03, Обновлено 26 ноября в 21:19
Автор: Симчук О. Н.

Тема инновационного проекта:

«Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с учащимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации»

Сроки реализации инновационного проекта: 2020-2023 гг.

Руководитель инновационного проекта:

Пачицкая Наталья Николаевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г. Речицы».

Консультант инновационного проекта:

Бархерит Галина Яковлевна, доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук.

Приказ №402 от 28.08.2020 "Об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Гомельской области в 2020/2021 учебном году"  

Приказ Минестерства об разования Республики Беларусь об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году от 11.08.2021 № 589

05 октября 2021 года заместитель директора по воспитательной работе Средней школы №10 г. Речицы О.Н.Симчук присутствовала на встрече участников реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации» в Гродненском областном институте развития образования.

Представители 15 учреждений образования республики объединились вместе офлайн, чтобы обсудить итоги и обменяться опытом первого года реализации проекта: педагоги из Речицы, Могилева, Орши, Кобрина, Мозыря, Молодечно, а также из девяти учреждений образования Гродненщины.

DSC_0146

Координатор и консультант инновационного проекта от ГрОИРО − Бархерит Галина Яковлевна

Завершится реализация инновационного проекта в 2023 году.

DSC_0148

Ссылка на источник

30.11.2021 года заместитель директора по воспитательной работе О.Н.Симчук приняла участие в обучающем мероприятии в интернет-формате с заместителями директоров учреждений образования республики по результатам первого года реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в учреждении образования на ранней стадии выявления признаков десоциализации», организованный сотрудниками кафедры психолого-педагогического сопровождения образования факультета профессиональной самореализации ГрОИРО согласно поручению Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Республики Беларусь от 24 марта 2021 г. № 33/4пр

Цель мероприятия – совершенствование профессиональной компетентности участников семинара в вопросах организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

Галина Бархерит, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения образования, консультант проекта, подчеркнула, что инновационный проект «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации» утвержден приказом Министерства образования от 24.07.2020 г. № 565, и рассчитан на три года. 15 учреждений образования из 6 областей республики с сентября 2020 г. работают над внедрением проекта.

В ходе мероприятия обсудили инновационные подходы к индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними в учреждении образования, развитие профессиональных компетенций педагогов для проведения системной индивидуальной профилактической работы, системный подход в учреждении образования к внедрению модели инновационной деятельности, наставничество как эффективную форму профилактической работы на ранней стадии выявления признаков дессоциализации у несовершеннолетних.

На мероприятии представлен опыт работы учреждений образования г. Речица Гомельской области, г. Орша Витебской области, г. Могилева, г. Слонима Гродненской области и агрогородка Эйгерды Ивьевского района Гродненской области.

Тема выступления О.Н.Симчук "Системный подход к внедрению модели индивидуальной профилактической работы с учащимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации"

Ссылка на источник

03.02.2022 года педагог - психолог Средней школы № 10 г. Речицы И.В.Демешко приняла участие в обучающем мероприятии в интернет-формате с заместителями директоров учреждений образования республики по результатам реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними в учреждении образования на ранней стадии выявления признаков дессоциализации", организованном в Гродненском областном институте развития образования.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, признанных  находящимися в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений.

Галина Яковлевна Бархерит, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения образования института: "Основной целью вебинара является совершенствование профессиональной компетентности участников семинара в вопросах организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними"

В ходе мероприятия обсудили инновационные подходы к индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, системный подход к внедрению модели инновационной деятельности в учреждении образования.

Был представлен опыт работы учреждений образования г. Молодечно Минской области, г. Речицы Гомельской области, г. Орши Витебской области, г. Могилева, г. Слонима, г. Островца, г.п. Зельвы, г. Сморгони, г. Мостов Гродненской области, агрогородка Волпы Волковысского района, агрогородка Эйгерды Ивьевского района Гродненской области, д. Верхолесья Кобринского района Брестской области, проанализирован наработанный материал за 2021 год, поставлены задачи на 2022 год.

Тема выступления И.В.Демешко "Задачи и этапы внедрения модели индивидуальной профилактической работы с учащимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации на 2021/2022 учебный год"

Ссылка на источник

01.03.2023 года заместитель директора по воспитательной работе О.Н.Симчук приняла учстие в республиканском круглом столе для педагогических работников учреждение рбщего и среднего образования по результатам реализации инновациооного проекта "Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации"

Важным направление воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования является профилактическая работа, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, их социально-психолого-педагогическая реабилитация или предупреждение совершения несовершеннолетними правонарушений.

Несмотря на то, что организация индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования достаточно четко регламентирована нормативными правовыми документами, практика показывает необходимость изменения концепции профилактической работы: работа с подростками должна строиться дифференцированно на основе продуктивного взаимодействия с опорой на положительные качества и черты обучающегося.

На поиск и внедрение новых подходов, форм и методов организации индивидуальной профилактической работы с учащимися направлены усилия педагогических коллективов учреждений образования, участвующих в реализации республиканского проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков диссоциации».

15 учреждений образования Гродненской, Брестской, Витебской, Гомельской, Минской и Могилёвской областей под руководством консультанта Галины Бархерит, доцента кафедры психолого-педагогического сопровождения образования факультета профессиональной самореализации Гродненского областного института развития образования, кандидата педагогических наук, на протяжении 3 лет определяли психолого-педагогические основы организации профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации, отрабатывали механизмы эффективного управления профессионально-личностным развитием педагогов по организации профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации, в развитии положительных качеств и характерных черт личности несовершеннолетнего.

Традиционными стали встречи участников проекта в режиме онлайн и оффлайн, в ходе которых педагоги могут делиться своими идеями и находками, обсуждать насущные вопросы, определять дальнейшие направления реализации проекта.

Такая встреча по инициативе Галины Яковлевны состоялась на базе средней школы № 46 г. Могилёва. Это итоговый семинар, где каждый участник проекта представил свою систему работы и методические находки по модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

   Уважаемые родители! 

Предлагаем Вашему вниманию  материалы по повышению психолого-педагогической грамотности  в рамках Инновационной Деятельности, проводимой  в учреждении образования  по теме  «Внедрение модели  индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней

стадии выявления признаков десоциализации»

*****************

Мы, педагоги учреждения образования,  рассматриваем   проблему  появления ранних признаков десоциализации (нарушения в учебной деятельности и общении) у несовершеннолетних  в связи с  такими понятиями как «физиологический возраст», «личностная зрелость», «психологический возраст», «социальный возраст». В норме эти показатели в личности несовершеннолетнего должны соответствовать  его возрасту. Соответствие личностной зрелости возрасту  означает, что Ваши дети проявляют все большую самостоятельность  во всех сферах своей жизни. И чем старше, тем более ответственными они становятся ,а значит  они все  более успешно  решают возникающие проблемы в учебной деятельности и общении, а к родителям обращаются за советом и поддержкой.

                                    ***

Эти качества проявляются у детей, если родители  сами меняются в процессе отношений с детьми, понимают  новые потребности детей и  вовремя меняют свой стиль воспитания и  взаимодействия  с ними. Для понимания  этапов, которые  проходит личность в своем развитии, предлагаем Вашему вниманию  типологию  личности, сформированную  отечественным психологом Б.  Братусем. Данная типология  позволяет  человеку  осознать свой уровень  социальной и эмоциональной зрелости и понять, соответствует ли  она его физиологическому возрасту, или отстает. На данную типологию опирается классный руководитель  в индивидуально – профилактической работе  с учащимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации  (нарушения в учебной деятельности и общении со сверстниками и педагогами).

         Итак: Типология людей в соответствии с личностной зрелостью или строем психики, предложенная отечественным психологом Б.С. Братусем, с  использованием такого критерия, как способа отношения к другим людям (см. Братусь, 1994):

  • эгоцентрический человек (другой человек для такой личности рассматривается как  средство удовлетворения его личных потребностей, то есть наблюдается  потребительская позиция по отношению к другим людям, в поведении часто может наблюдаться  вербальная и физическая агрессия);
  • группоцентрический человек (другие люди делятся в этом случае на "своих" или "не своих" –  наблюдаются первые признаки эмоционально зрелого поведения, когда человек может с уважением относится к членам своей группы, агрессия распространяется на людей, не входящих в «близкий круг»);
  • гуманистический человек (просоциальный, ориентированный на пользу для определенной группы людей; с уважением к ним относится, ведущими принципами  в поведении становятся   нравственность и понимание чувств других людей - это основа существования человека); здесь принцип - самоценность человека становится всеобщей, откуда следует и другой принцип:
  • духовный, эсхатологический человек, - тонко чувствующий другого человека, сострадательный и бескорыстный,

Для определения соответствия уровня личностной зрелости учащегося его физиологическому возрасту,  с целью определения причин десоциализации, мы используем анкеты для учащихся, которые приведены ниже. При желании Вы, уважаемые родители, можете оценить  сформированность личностных качеств своих детей в соответствии с их возрастом и  определить направление своих воспитательных усилий на данном жизненном этапе, чтобы Ваши сын или дочь могли достойно представлять Вашу семью  в социуме и быть успешными в жизни.

Уровень воспитанности учащихся учреждения образования

         Изучение уровня воспитанности в учреждении образования проводится с использованием анкет, которые приведены  ниже.

     1. Для учащихся 1-4  классов разработаны анкеты, которые включают  такие качества личности, как :

-любознательность,

-прилежание,

- отношение к природе и вещам,

- коллективизм,

- нравственность,

- навыки ЗОЖ;

 - отношение к близким людям

     2. Для учащихся 5-8 классов анкета включает следующие положения:

-отношение к  учебной деятельности;

-прилежание;

-отношение к природе и вещам

-коллективизм;

-нравственность;

-навыки ЗОЖ;

-отношения в семье

  3. Анкета для учащихся 9-11 классов включает  следующие характеристики:

-мировоззрение;

- патриотизм и гражданственность;

-коллективизм;

-трудолюбие;

-нравственность;

- навыки ЗОЖ

- готовность к семейной жизни

  Все указанные качества содержат  характеристики, которые в сумме оцениваются по пятибалльной шкале и оцениваются в баллах от 0 до 5.

            На основе полученных данных составляется сводная ведомость по каждому классу и составляется гистограмма, на которой наглядно представлено соотношение уровня развития  каждого упомянутого качества в целом по классу.  Анализ  упомянутых  итоговых документов  позволяет сделать вывод о  направлении воспитательной работы в классе,  затем  -  по параллелям и в целом - по школе.

Анкета для изучения уровня воспитанности школьников

1-4 классов

№№

Критерии оценки и показатели

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1

Любознательность:

-активен на уроке;

-высокий уровень усвоения знаний;

-любит читать;

-стремится исправлять свои ошибки;

-стремится выполнять дом. задание

2

Прилежание:

-внимателен на уроке;

-самостоятелен, организован;

-помогает другим и сам обращается за помощью;

-участвует в трудовых делах класса;

-стремится к самообслуживанию в школе и дома

3

Отношен. к природе и вещам:

-бережет растения;

-любит животных;

-поддерживает порядок в классе;

-бережлив к школьным принадлежностям;

-бережливо относится к имуществу

4

Коллективизм:

-миролюбив в общении с одноклассниками;

-выполняет правила для учащихся;

-занимает лидирующую позицию в классе;

-участвует в делах класса;

-умеет самостоятельно регулировать конфликты

5

Нравственность:

-уважает старших;

-честен со своими товарищами;

-с уважен. относится к другим учащимся;

-умеет признавать свою неправоту;

-может открыто обсуждать конфликтные ситуации

6

Навыки ЗОЖ:

-владеет гигиеническими навыками;

-отрицательно относится к вредным привычкам;

-занимается физическими упражнениями;

-соблюдает санитарно-гигиенические  правила и нормы

7

Отношение к близким людям:

-уважает своих близких;

-имеет постоянные домашние поручения;

-поддерживает порядок в своих вещах;

-умеет самостоятельно приготовить простую еду;

-умеет совершать покупки в магазине

Каждый показатель оценивается в баллах от 0 до 5.

0 – недопустимый уровень;

1-2- низкий уровень;

3-4 –средний уровень;

5- высокий уровень

Анкета для изучения уровня воспитанности школьников

5-8 классов

№№

Критерии оценки и показатели

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1

Отношение к учебной деятельности:

-активен на уроке;

-высокий уровень усвоения знаний;

-умеет формулировать свои высказывания;

-стремится исправлять свои ошибки;

-демонстрирует в своих убеждениях гуманные ценности

2

Прилежание:

-внимателен на уроке;

-самостоятелен, организован;

-помогает другим и сам обращается за помощью;

-участвует в трудовых делах класса;

-бережет честь своей семьи, класса, школы

3

Отношен. к природе и вещам:

-заботится о растениях;

-любит  и заботится о животных;

-поддерживает порядок в классе;

-бережлив к школьным  принадлежностям;

-бережливо относится к  школьному имуществу

4

Коллективизм:

-миролюбив в общении с одноклассниками;

-выполняет правила для учащихся;

-занимает лидирующую позицию в классе;

-участвует в делах класса;

-умеет самостоятельно регулировать конфликты

5

Нравственность:

-уважает старших;

-честен со своими товарищами;

-с уважен. относится к другим учащимся;

-умеет признавать свою неправоту;

-может открыто обсуждать конфликтные ситуации

6

Навыки ЗОЖ:

-владеет гигиеническими навыками;

-не имеет вредных привычек;

-занимается физическими упражнениями;

-активно занимается спортом

7

Отношение к близким людям:

-уважает своих близких;

-имеет постоянные домашние поручения;

- самостоятельно поддерживает порядок в своих вещах;

-умеет самостоятельно приготовить простую еду;

-имеет представление о семейном бюджете

Каждый показатель оценивается в баллах от 0 до 5.

0 – недопустимый уровень;

1-2- низкий уровень;

3-4 –средний уровень;

5- высокий уровень

Анкета для изучения уровня воспитанности школьников

9-11 классов

Критерии оценки и показатели

Самооценка

Оценка учителя

Итоговая оценка

1

Мировоззрение:

- умеет формулировать свои взгляды и отстаивать их;

- в своих убеждениях придерживается общечеловеческих ценностей;

-с уважением относится к мнениям и убеждениям других;

-стремится  признавать и исправлять свои ошибки;

-демонстрирует в своем поведении  гуманные ценности

2

Патриотизм и гражданственность:

-стремится знать историю своей Родины;

-считает себя патриотом своей Родины;

-знает  и уважает  Конституцию и символику своей страны;

-участвует в социально-значимых проектах;

-интересуется белорусским языком, литературой и традициями

3

Отношен. к природе и вещам:

-заботится о растениях;

-любит  и заботится о животных;

-поддерживает порядок в классе;

-бережлив к школьным  принадлежностям;

-бережливо относится к  школьному имуществу

4

Коллективизм:

-миролюбив в общении с одноклассниками;

-выполняет правила для учащихся;

-занимает лидирующую позицию в классе;

-участвует в делах класса;

-умеет самостоятельно регулировать конфликты

5

Нравственность:

-уважает старших;

-честен со своими товарищами;

-с уважен. относится к другим учащимся;

-умеет признавать свою неправоту;

-может открыто обсуждать конфликтные ситуации, стремится их разрешать

6

Навыки ЗОЖ:

-владеет гигиеническими навыками;

-не имеет вредных привычек;

-занимается физическими упражнениями;

-активно занимается спортом

7

Отношение к близким людям:

-уважает своих близких;

-чувствует ответственность за свою семью;

- достаточно хорошо знает психологию и физиологию половых различий;

-умеет самостоятельно приготовить  еду;

-знает, как распоряжаться семейным бюджетом

Каждый показатель оценивается в баллах от 0 до 5

0 – недопустимый уровень;

1-2- низкий уровень;

3-4 –средний уровень;

5- высокий уровень

Памятка для родителей

 по вопросам  успешной социализации личности подростков

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были успешны в общении, в  учебной и творческой деятельности. Это залог их успешной социализации. Как понять родителям, что ребенок испытывает затруднения в этом вопросе? Не всегда родители знают, как и какие вопросы  задавать подростку, чтобы он захотел откровенно  на них отвечать. Поэтому психологи предлагают помощь родителям в этом вопросе в виде рекомендаций, изложенных ниже:

  • Выберите удобное время, можно за ужином или за чаем, когда никто никуда не спешит и спросите подростка о том, что  приносит ему радость больше всего: а) добрые отношения с родителями;

б) хорошие отношения с одноклассниками, в) общение в компании вне школы…

  • Узнайте, какие из указанных выше отношений, ему хотелось бы улучшить… Видит ли он пути улучшения этих отношений и нужна ли ему Ваша помощь на этом пути. Если ваш ребенок начал рассказывать о своих проблемах, а вы не знаете, как ему помочь, то стоит обратиться за помощью к педагогу-психологу и классному руководителю  подростка с целью  выбора грамотных психолого-педагогических  действий для улучшения  сложившейся ситуации.

Для этого:

  • Необходимо, для начала, проконсультироваться с педагогом-психологом об особенностях взаимодействия с ребенком в сложившейся ситуации;
  • Затем обсудите с ребенком возникшую в его жизни ситуацию и пути ее преодоления;
  •  Согласуйте с классным руководителем ребенка особенности взаимодействия педагогов и учащихся класса с сыном или дочерью в связи с возникшей проблемой, а также - пути преодоления сложившейся ситуации;
  •  Договоритесь с несовершеннолетним об условиях вовлечения  его в приятную  деятельность в компании дружественных для него людей;
  • Регулярно обсуждайте с классным руководителем особенности учебной деятельности и общения вашего сына или дочери;
  • При необходимости, организуйте, с согласия несовершеннолетнего, его занятия с педагогом-психологом.

      Впоследствии, с целью предупреждения проблемных ситуаций:

1. Постоянно поддерживайте связь с классным руководителем вашего сына или дочери;

2. Практикуйте беседы с Вашими детьми  за ужином о прошедшем дне, о том, что понравилось или не понравилось, встревожило.

3. Просматривайте видео и фильмы, которые смотрят Ваши дети, обсуждайте с ними то, что их привлекает в этих видео;

4. С уважением относитесь к личным вещам несовершеннолетних, согласовывайте степень их участия в домашних делах, чаще благодарите;

5.Демонстрируйте каждому своему ребенку любовь, но не навязчиво…,  чаще рассказывайте  детям о своем собственном детстве;

6. Если так случилось, что Ваши отношения с несовершеннолетними детьми нарушены,  то Вам, как родителю, нужна квалифицированная помощь  либо авторитетного родственника, либо квалифицированного психолога по вопросам детско-родительских отношений.

Желаем Вам успехов в воспитании детей! Будьте счастливы!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.