Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ КОНСУЛЬТАЦИЙ. ПАМЯТКИ

Дата: 30 ноября 2020 в 15:57, Обновлено 26 ноября в 11:04
Автор: Симчук О. Н.

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)

1-4 классы

5-9 классы

10- 11 классы

Памятка для родителей по вопросам  успешной социализации личности подростков.

Социализация личности. Роль семьи в формировании личности

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ

 

“Там где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”.

В. А. Сухомлинский.

“Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого”.

Э. Кант.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, радио, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.

Всё это так, но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Каждый отец, каждая мать и умом, и сердцем должны осознать, что у семьи нет и не может быть более важной и почётной обязанности перед народом, чем вырастить своих детей настоящими людьми, патриотами своей Родины. Опыт счастливых семей в воспитании детей представляет огромную социальную ценность, он способствует духовному и нравственному обогащению всего нашего общества.

ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

Ребёнок, наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, усваивает определённый тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей - это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей. Если отец груб с матерью, у сына может сформироваться психологическая установка, что быть мужчиной – значит держать себя грубо. Дочь в такой семье привыкает думать, что замужество в сущности своей, что-то очень тягостное, связывающее женщину по рукам и ногам, лишающее её свободы и чувства собственного достоинства. Такие отношения чаще всего приводят к распаду семьи.

Видимо, нет необходимости специально доказывать, что расторжение брака, как и семейная война, которая часто предшествует разводу, больше всего отражается на детях.

Дети тяжело переживают распад семьи, тем более, что они очень часто не могут разобраться во взаимоотношениях родителей. Уход из семьи отца или матери сам по себе оставляет глубокий след в психологии “брошенного” ребёнка. Конечно, далеко не всегда он в состоянии понять истинное значение происшедшего. Ещё меньше он способен сделать из этого правильные выводы, дать надлежащую оценку событиям и людям, верно определить своё отношение к ним, свою линию поведения.

Реакция ребёнка на распад брака может быть самой различной. На эту реакцию могут оказать влияние возраст ребёнка, его характер, обстоятельства семейной жизни и отношения ребёнка с родителями. В некоторых случаях уход из семьи одного из родителей воспринимается ребёнком как трагедия. В других случаях он реагирует на это сравнительно спокойно. Подчас развод воспринимается ребёнком как избавление от нравственных и физических страданий. Девочка-восьмиклассница пишет письмо в газету “Смена”: “Вот уже несколько лет жить в нашей семье стало просто невозможно. Отец пьёт, ругается, бьёт маму. Какие у нас бывают скандалы, это описать невозможно. Отец бьёт мать чем попало: бутылками, кулаками, ногами. В доме всё переломано – двери, мебель. Года три отец совершенно ничего мне не покупает, попрекает едой и по-всяческому меня оскорбляет. Что же нам делать, мне и маленькой сестрёнке, она перешла в четвёртый класс?”

Вряд ли эти дети воспримут развод, как трагедию, скорее наоборот.

Следует ещё раз подчеркнуть, что для детей опасен не развод, а ненормальные отношения, складывающиеся в семье.

Успешное воспитание ребёнка возможно лишь в такой семье, где господствует дружба, любовь и уважение между супругами, где детям прививаются лучшие качества, где к ребёнку предъявляются высокие нравственные требования.

Хорошая семья – это семья, где супруги понимают друг друга, вместе радуются , переживают неудачи, где супруги умеют и вместе трудиться, и вместе отдыхать, воспитывать детей.

“Зачем клад, когда в семье лад” - говорят в народе.

И действительно, наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом зависят от той атмосферы, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем наше детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях. Здесь дети не замечают своего счастья, как воздух, которым они дышат. Они природно и гармонично развиваются, живут многокрасочной жизнью, интересными мечтами.

“Тяжело передать словами то особенно светлое чувство, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли”, - писал выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский.

Часто можно услышать: хорошая та семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конце концов, судьбу детей определяют не прекрасные порывы, мечты и слова, а общий микроклимат семейной жизни, его тональность, общая направленность. Нередко люди говорят: “Смотрите, никаких специальных целей семья не ставила, а дети выросли прекрасными”. Ничего случайного в этом нет, потому что родители такой семьи жили целеустремлённой и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, где царит атмосфера взаимности, тепла, настоящей заботы. И это есть по-настоящему добрый психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть тунеядцами и эгоистами.

Добрые семейные взаимоотношения совершенно не исключают разногласий мыслей, споров. Но в хорошей дружной семье они решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и детей. В любой ситуации здесь не будет крика, взаимных обид, люди уважают мысли друг друга, ценят авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.

Тон семейной жизни – это последствия действий многих факторов: морального уровня родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего быта, организованности семейного коллектива, его традиций и т.п.

В нашем городе тысячи семей, где родители хорошо понимают проблему воспитания, добросовестно относятся к воспитанию своих детей и помогают в этом школе.

Материнское и отцовское воспитание. Их нельзя разделить, как невозможно разделить само воспитание. И всё-таки испокон веков мать, как естественная воспитательница, вносила в воспитание душевную мягкость, нежность. Отец привносит в воспитание дух мужской твёрдости, принципиальности, чёткой организованности и спартанства, тем самым создаётся гармония в воспитании. Существуют же вечные понятия: мать – хранительница очага, а отец – защитник этого очага. Иначе можно сказать, что муж – это дом, надёжный и крепкий, а жена – всё, что внутри дома: уют, красота, мягкий психологический климат.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ.

В единых усилиях педагогов и родителей происходит формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Содержание семейного воспитания определяется целью воспитания и осуществляется повседневно в привычных для ребёнка естественных условиях.

Успехи учебной деятельности школьников во многом зависят от правильной организации их самостоятельной домашней работы, целесообразного режима.

Физическое воспитание учащихся в семье предполагает с одной стороны организацию специальных физических упражнений, с другой – создание родителями определённых условий, влияющих на укрепление здоровья, на общее физическое развитие детского организма. К числу таких условий относятся рациональное питание, гигиена быта, одежды.

Руководя трудовым воспитанием детей в семье, родители опираются на известные педагогические требования к его организации: начинать трудовое воспитание как можно раньше; подбирать трудовые задания детям в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; беседовать с детьми о профессиях, рассказывать о своём трудовом пути.

Родители воспитывают у детей высокие нравственные качества, любовь к Родине, трудолюбие, честность и правдивость, простоту и скромность, чуткость и внимание, культуру поведения.

Эстетическое воспитание заключается в приобщении детей к прекрасному в жизни, труде, искусстве. Первые эстетические чувства возникают у детей очень рано, в процессе знакомства с яркими игрушками, народными сказками, музыкальными произведениями. Позже восприятие прекрасного обогащается посещением музеев, кино, театров. Постепенно на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления и понятия.

В условиях семьи большую роль играет эстетика быта: комната, в которой живёт ребёнок, вещи, окружающие его, одежда. Вся эта внешняя обстановка должна быть простой, удобной, гигиеничной, способствующей развитию художественного вкуса, созданию хорошего настроения. Удобные и простые по форме вещи, репродукции картин известных художников украшают помещение. Скромная, опрятная, изящная одежда приучает к аккуратности и критическому отношению ко всему ультрамодному и безвкусному.

В воспитательной работе с детьми родители пользуются разнообразными методами. Среди них основными являются: приучение, упражнения, убеждение, участие в деятельности, поощрение. Все эти методы применяются и в работе педагогов. Однако их использование в семье приобретает особый характер, определяемый специфичностью условий семейной жизни, своеобразием взаимоотношений родителей и детей, степенью овладения родителями педагогическими знаниями и умениями.

Воспитание детей в семье далеко не всегда проходит успешно. В нём нередки ошибки, болезненно отражающиеся на жизни семьи. За исключением крайних случаев, граничащих с патологией (алкоголизм родителей, распад семьи), главной причиной неудач семейного воспитания является слабость педагогических позиций старших.

В одних случаях – это чрезмерный авторитаризм семейного воспитания, лишающий ребёнка самостоятельной линии поведения, когда отсутствует вера в силы и возможности самого ребёнка.

Другая крайность семейного воспитания, приводящая к серьёзным осложнениям, связана с изнеженностью, избалованностью детей, вытекающей из слепой, всепрощающей любви родителей к ребёнку. Будучи сами трудолюбивыми, испытав немало трудностей на своём пути, такие родители стремятся уберечь ребёнка от невзгод и лишений, создают ему приятную жизнь без труда, потакая его слабостям, идя на поводу не только его желаний, но и прихотей, воспитывая себялюбца и эгоиста.

Иной вид ошибок в семейном воспитании обусловлен отсутствием единой и определённой линии со стороны отца и матери, либо со стороны родителей и старшего поколения (бабушек и дедушек). Суровость и требовательность одних снимается всепрощающей любовью других. В этих условиях растёт приспособленец, лицемер, использующий сложившиеся отношения старших родственников.

Полная безответственность родителей в воспитании ребёнка также одна из причин неудач семьи. Опасен по своим последствиям этот нейтрализм, который выражен в формуле: “Наша забота, чтобы ребёнок, был сыт и одет, а воспитанием пусть занимается школа”. Если отец и мать проявляют равнодушие к учебным делам сына или дочери, к их внутреннему миру, это неизбежно повлечёт стремление ребёнка заполнить образовавшийся “духовный вакуум” вне дома с помощью случайных, сомнительных знакомств.

Довольно распространено стремление молодых родителей переложить свои заботы на плечи старшего поколения. Участие старших родственников в воспитании детей бывает и необходимым и

полезным, но не компенсирует воспитательных влияний, особой роли матери и отца. Утрата постоянных контактов между родителями и сыном или дочерью обедняет жизнь ребёнка и может ещё больше отдалить его от самых близких людей.

Утвердиться родительскому авторитету мешают недостатки семейного воспитания. Чрезмерная материнская любовь, также как и её отсутствие, может ослеплять, делать несчастной не только мать, но и ребёнка. Самая трудная профессия – быть матерью. Любовь матери должна быть разумной, нежной и требовательной. Не случайно в народе говорят: “Что легче пуха? Сердце матери. Что твёрже камня? Сердце матери”.

“Любить детей нужно мудро, - говорил В.А. Сухомлинский, – не по-куриному. Ребёнок, воспитанный в духе умиления – эгоист. Он не знает слов “нельзя”, “можно”, “нужно”. Он не знает своего долга перед родителями, не хочет трудиться. Ребёнку кажется, что он приносит радость родителям уже тем, что живёт на свете”.

В.А. Сухомлинский рекомендовал внедрять в семейную педагогику десять этических “нельзя”: “Нельзя бездельничать, когда все трудятся. Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми. Нельзя вступать в пререкания со старыми людьми, особенно со стариками. Нельзя выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. Нельзя допускать, чтобы мама давала тебе то, что она не даёт себе – лучший кусочек на столе, лучшую конфетку, лучшее платье. Нельзя делать то, что осуждают старшие. Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве. Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших. Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего. Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым приветствовать его”.

Памятка для родителей

 по вопросам  успешной социализации личности подростков.

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были успешны в общении, в  учебной и творческой деятельности. Это залог их успешной социализации. Как понять родителям, что ребенок испытывает затруднения в этом вопросе? Не всегда родители знают, как и какие вопросы  задавать подростку, чтобы он захотел откровенно  на них отвечать. Поэтому психологи предлагают помощь родителям в этом вопросе в виде рекомендаций, изложенных ниже:

  • Выберите удобное время, можно за ужином или за чаем, когда никто никуда не спешит и спросите подростка, что  приносит ему радость больше всего:

а) добрые отношения с родителями;

б) хорошие отношения с одноклассниками,

в) общение в компании вне школы…

  • Узнайте, какие из указанных выше отношений, ему хотелось бы улучшить…Видит ли он пути улучшения этих отношений и нужна ли ему Ваша помощь на этом пути. Если ваш ребенок начал рассказывать о своих проблемах, а вы не знаете, как ему помочь, то стоит обратиться за помощью к педагогу-психологу и классному руководителю  подростка с целью  выбора грамотных психолого-педагогических  действий для улучшения  создавшейся ситуации.

  Для этого:

  • Необходимо, для начала, проконсультироваться с педагогом-психологом об особенностях взаимодействия с ребенком в сложившейся ситуации;
  • Затем обсудите с ребенком возникшую в его жизни ситуацию и пути ее преодоления;
  • Согласуйте с классным руководителем ребенка особенности взаимодействия педагогов и учащихся класса с сыном или дочерью в связи с возникшей проблемой, а также - пути преодоления сложившейся ситуации;
  • Согласуйте с ребенком условия вовлечения  его в приятную  деятельность в компании дружественных для него людей;
  • Регулярно обсуждайте с классным руководителем особенности учебной деятельности и общения вашего сына или дочери;
  • При необходимости, организуйте, с согласия своего ребенка, его занятия с педагогом-психологом.

      Впоследствии, с целью предупреждения проблемных ситуаций:

1. Постоянно поддерживайте связь с классным руководителем вашего сына или дочери;

2. Практикуйте беседы с ребенком  за ужином о прошедшем дне, о том, что понравилось или не понравилось, встревожило.

3. Просматривайте видео и фильмы, которые смотрит ваш ребенок, обсуждайте с ним то, что его привлекает в этих видео;

4. С уважением относитесь к личным вещам ребенка, согласовывайте степень его участие в домашних делах, чаще благодарите;

5.Демонстрируйте каждому своему ребенку любовь, но не навязчиво…,  чаще рассказывайте  детям о своем собственном детстве;

6. Если Ваши отношения с  ребенком нарушены,  то Вам, как родителю, нужна квалифицированная помощь  либо авторитетного родственника, либо квалифицированного психолога по вопросам детско-родительских отношений.

Желаем Вам успехов в воспитании детей! Будьте счастливы!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.