Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

Методические материалы

Дата: 25 декабря 2023 в 17:30, Обновлено 25 декабря 2023 в 19:28
Автор: Симчук О. Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические рекомендации по профилактике жестокого обращения над несовершеннолетними в семье и среди сверстников.

ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

ПРОФИЛАКТИКА И ВЫЯВЛЕНИЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Упражнения для школьников

Упражнение: Кто к чему может прикасаться? – Изучение границ (6–9 лет)

Время: около 10–15 минут

Материалы: Бумага, красные, зеленые и синие маркеры

Цель: Цель состоит в том, чтобы помочь детям научиться распознавать и соблюдать свои и 

чужие границы, понять, что границы разных людей отличаются, и попробовать выразить свое 

несогласие (какие слова использовать), когда им что-то не нравится.

Попросите детей нарисовать свое тело (или дать им распечатанное изображение) и попросите их 

сделать на нем следующие пометки:

Синий крестик: здесь могут трогать меня мои брат или сестра

Красный крестик: здесь могут трогать меня мои друзья

Зеленый крестик: здесь могут трогать меня люди, которых я плохо знаю (например, соседка, 

женщина в магазине)

После этого обсудите различия между пометками детей. Вопросы для размышления:

Какого цвета больше всего, и что это значит?

Есть ли разница между тем, где ваши родители и ваши брат/сестра могут трогать вас?

Как можно сказать, что не хочешь, чтобы к тебе прикасались?

Упражнение: Перевернуть пляжное полотенце

Время: 20–30 минут

Материалы: пляжные полотенца (или: пластиковая скатерть, занавеска для душа, плед), клейкая лента, перманентные маркеры

Цель: В эту игру можно играть с группой детей. Цель состоит в том, чтобы помочь детям укрепить доверие и привыкнуть друг к другу в увлекательной форме.

Разложите пляжное полотенце на полу. Раздайте по две полоски скотча и маркер каждому члену группы. Попросите членов группы собраться по краям пляжного полотенца.

Скажите: «Давайте каждый подумает об одном примере здорового поведении, которое мы хотели бы соблюдать, и об одном примере нездорового поведения, от которого мы хотели бы избавиться». Попросите каждого человека записать эти два примера, по одному на каждой из его или ее полосок клейкой ленты.

Каждый человек должен приклеить пример ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ на верхнюю сторону полотенца, чтобы другие члены группы могли его видеть. Дайте группе несколько минут, чтобы поделиться друг с другом своими примерами. Это не должно занять более 4–5 минут.

Попросите группу перевернуть пляжное полотенце на другую сторону. С этой стороны попросите участников приклеить полоску с НЕЗДОРОВЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. Вы можете позволить поделиться ими, в зависимости от времени и зрелости вашей группы.

Попросите всех встать на пляжное полотенце. Как только они все окажутся на нем, скажите, что их задача, как группы, состоит в том, чтобы преодолеть свои барьеры – свое нездоровое поведение – и перейти к здоровому поведению. Другими словами, они должны перевернуть пляжное полотенце, НЕ касаясь пола под ним, вокруг себя или чего-либо еще, КРОМЕ полотенца и друг друга. Поощряйте участников действовать с учетом безопасности и, как ведущий, следите за теми, кто находится близко к краю и т.д. чтобы предотвратить падения и травмы.

Вопросы для опроса:

  • Как ваша команда добилась успеха?
  • Что вы сделали, чтобы работать вместе и помочь друг другу перевернуть пляжное полотенце?
  • Чувствовали ли вы поддержку команды в достижении ваших целей?

Светофор – Изучение границ (8–11 лет)

Время: около 10–15 минут

Материалы: нарисуйте (или распечатайте) три светофора, каждый на отдельном листе. Один красный, один желтый, один зеленый.

Цель: Цель состоит в том, чтобы помочь детям научиться распознавать и соблюдать свои и чужие границы, а также распознавать неподобающее сексуальное поведение.

Разместите светофоры в разные места/углы и объясните значение каждого цвета:

Зеленый: «Меня это полностью устраивает»

Желтый: «Я не уверен. Иногда это нормально, но иногда нет»

Красный: «Мне это не нравится. Я в этом уверен»

Прочитайте ситуации, а затем попросите детей подойти к цвету, который отражает их отношение к ней.

Ситуации:

  1. Твоя тетя всегда целует тебя в губы
  2. Мальчик в автобусе показывает тебе эротическое видео
  3. Твой лучший друг обнимает тебя
  4. Твои учителя говорят, что к тебе можно прикасаться везде
  5. Один из твоих родителей заходит в ванную, когда ты принимаешь душ
  6. Друг рассказывает тебе секрет и добавляет: «Если ты кому-нибудь расскажешь, я тебя возненавижу»
  7. Тренер пристально смотрит на тебя, пока ты принимаешь душ
  8. Твой парень или девушка говорит, что вы должны целоваться, иначе он/она бросит тебя
  9. Подруга спрашивает разрешения спать с тобой в одной постели
  10. Твоя 15-летняя соседка беременна
  11. Старушка на рынке

Вопросы для размышления:

  • Почему вы выбрали этот цвет?
  • Красный: как вы можете выразить, что вам это не нравится? Это ненормально для всех? С кем вы могли бы поговорить после такой ситуации?
  • Желтый: почему вы не уверены? Почему именно вы считаете это нормальным или ненормальным?
  • Зеленый: Почему именно вы считаете это нормальным? Это нормально для всех?

Личное пространство. Круги отношений и безопасности для детей.

Эти разноцветные круги (которые здесь на рисунке) помогают ребёнку освоить очень важную вещь: понятие личных границ. И почему, и как надо их охранять.

ФИОЛЕТОВЫЙ круг — это круг, обозначающий личное пространство ребенка.

Это ты и твое тело. Это все твоё и принадлежит тебе. Взрослые люди только помогают тебе расти и развиваться. Ни один взрослый человек не может нарушить твое личное пространство без твоего согласия.

Но ты тоже не можешь нарушать личное пространство других людей — твоих друзей и одноклассников, твоих родителей и родственников. Назовем этот круг — «круг Я».

СИНИЙ круг называется «Family» или «Семья».

В этом кругу живут самые близкие тебе люди, с которыми ты общаешься постоянно. Это мама и папа, братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети.

Но! Ты должен понимать, что у каждого человека в твоей семье тоже есть свое личное пространство. Ты должен уважать личное пространство членов твоей семьи, а они не должны пересекать границы твоего личного пространства.

ЗЕЛЁНЫЙ круг, который называется «Friendship» или «Дружба».

Зелёные отношения — это отношения с друзьями. Ты не должен нарушать личное пространство друзей, ты не должен обнимать своих друзей, если они этого не хотят, не должен садиться к ним на колени, не должен целовать их в щечку (если дружат — мальчик и девочка).

Но и твои друзья должны соблюдать границы твоего личного пространства.

Следующий круг — ЖЁЛТЫЙ. Его название —«Acquaintance» или «Знакомые».

Желтые отношения — это отношения со взрослыми и детьми, которых ты знаешь не очень хорошо. Иногда ты разговариваешь с ребятами, с которыми живешь в одном доме или ходишь в музыкальную школу.

Но! Нельзя заставлять разговаривать других детей, задавать им много вопросов, если они сами не хотят этого. Иначе ты нарушишь их личное пространство.

Если же малознакомый человек нарушит твое личное пространство, ты действуешь по алгоритму «Три шага».

Пятый круг ОРАНЖЕВЫЙ. Его название —«Community helpers» или Профессиональные помощники.

Это люди, которые могут помочь, если тебе нужно. Это учителя, полицейские, врачи, воспитатели и другие. Иногда их можно отличить по специальной форме. Ты можешь обратиться к ним за помощью, если оказался один и понял, что попал в опасную ситуацию.

КРАСНЫЙ круг, который называется «Strangers» или Незнакомцы.

Это все люди, с которыми ты не знаком (даже если они говорят тебя, что хорошо тебя знают). Конечно, не все чужие люди плохие. Но ты же не знаешь, какой перед тобой человек - плохой или хороший. Поэтому с ним нельзя разговаривать, рассказывать о себе и своих близких, отвечать на вопросы, нельзя никуда с ним идти или садиться в машину.

Эта схема используется в школах Европы. Нашим детям тоже будет очень полезно освоить её, выучить назубок.

Предположим, вы рассказали ребёнку о личном пространстве и 6 границах (начиная с личного "я" и заканчивая "незнакомцы"), о правилах поведения, и даже схему кругов рассмотрели. Достаточно этого? Нет. Рассказать о границах - этого мало. Чтобы он усвоил всё на «отлично», чтобы в жизни смог применять, необходимы многократное повторение и закрепление. Только тогда в критический момент ребёнок не растеряется, сможет постоять за себя.

Начинать обучение стоит с раннего возраста. И главное тут – как вы ведёте себя, какой пример подаёте.

Обнимаете, например, малыша, а он отстраняется, говорит вам «пусти!» - отпустите (вероятно, сейчас у него есть причины для такого отказа, и с ними стоит считаться)

Если вы сами, даже самые близкие, члены семьи уважаете личное пространство ребёнка, он тоже будет подспудно усваивает границы личного «я» и что «никто не имеет права в них вторгаться без моего разрешения».

Приятельница в восторге от вашего малыша, хочет конфеткою угостить или взять его на руки (а он не хочет, сопротивляется)? Не надо настаивать – убеждать, что «тётя хорошая». Не доверяет малыш малознакомому человеку – поддержите его настороженность.

Как ещё обучать? Разными способами, и чем больше их будет, тем лучше.

Используйте детские СКАЗКИ. Тот же классический «Колобок» - прекрасный пример, как не надо вести себя с незнакомцами. «Зачем колобок с лисой разговаривал?», - задавайте вопросы и обсуждайте, «как надо было ему себя повести», чтобы не пропасть.

Обучайте в игре. Можно разыгрывать разные сценки с игрушками, с детьми постарше – пантомимы, маленькие спектакли, задавая тему в названии: «Сердитый сосед», «К тебе подошёл незнакомец», «В лифт захожу, и вдруг…».

Можно с ребёнком играть в «почемучки» ( а ещё лучше – с группой детей). Подготовьте много вопросов, касающихся личного пространства и поведения. А в другой раз устройте конкурс рисунком, или историй на ту же тему (и коллективное обсуждение их).

Создавайте и используйте ПОДХОДЯЩИЕ СИТУАЦИИ. Ребёнок рисует – а кого ты рисуешь, это знакомый, друг или нет? Смотрите вместе фильм – потом его обсудите, проведите параллели с жизненными ситуациями, в которые ваш ребёнок тоже может попасть.

Подавайте ПРИМЕР И КОММЕНТИРУЙТЕ свои действия. Идёте, например, вместе по тротуару. И рассуждаете (а ещё лучше – спрашиваете), «почему опасно идти у самого края». Даже можно посоревноваться: кто больше опасностей назовёт. И/или вспомнить какой-то случай (как машина притормозила и девочку чуть не затащили туда).

Дети редко задумываются о последствиях; ваши вопросы, игры, задания, комментарии постепенно приучат ребёнка обдумывать заранее: «что будет, если я сделаю так-то и так-то», «как будет правильно поступить»

Приучайте ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. Малышам это в голову не приходит, дети постарше стесняются.. А ребёнок должен уметь убежать, закричать, на помощь позвать.

ТРЕНИРУЙТЕСЬ. Вовлекайте ребёнка как в игру, так и в активное действие «Кто громче крикнет», «Как узнать полицейского», «Какой-то парень схватил тебя за руку, что делаешь ты?».

УБЕДИТЕСЬ в том, ЧТО ребёнок УСВОИЛ ПРАВИЛА. Например, попросите кого-нибудь (кого сам ребёнок не знает) попробовать его увести за собой. Вот сидит ваша дочка на лавочке, ждёт маму из магазина. «Незнакомец» подходит и говорит: «Ты чего здесь сидишь, тебя мама там ждёт, пойдём скорее». Пойдёт или нет?

Если же вдруг окажется, что у ребёнка все правила вылетели из головы, не осуждайте его, не критикуйте. Просто сделайте выводы: плохо усвоен урок, в том-то и том-то надо ещё потренироваться.

Итак, задача взрослого – не просто вложить в голову ребёнка определённые правила, а ПРИУЧИТЬ ИХ ВСЕГДА ВЫПОЛНЯТЬ. Что надо для этого? Повторение и закрепление, практические тренировки. Тогда они превратятся в привычку. А то, что привычно – то сработает «на автомате» в нужный момент.

Классный час на тему: «Мы против насилия и жестокости»

Цель: профилактика насилия среди учащихся.

Задачи:

-Познакомить учащихся с понятием, видами и причинами насилия.

-Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность».

-Развивать черты характера, присущие толерантной личности.

-Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя:

Учитель: В нашей жизни, прекрасной, и странной,

                  и короткой, как росчерк пера,

                  над дымящейся свежею раной

                  призадуматься, право, пора.

                  Призадуматься и присмотреться,

                  поразмыслить, покуда живой,

                  что там кроется в сумерках сердца,

                  в самой черной его кладовой.

                  Пусть твердят, что дела твои плохи,

                  но пора научиться, пора

                  не вымаливать жалкие крохи

                 милосердия, правды, добра.

                 Но пред ликом суровой эпохи,

                 что по-своему тоже права,

                 не выжуливать жалкие крохи,

                а творить засучив рукава.

                (Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. «Московский Рабочий», 1989.)

Учитель: Добрый день! Давайте нашу встречу начнем с улыбки.

Cегодня вместе с вами мы проведём классный час на тему: «Мир без насилия». Надеюсь, вы будете мне хорошими помощниками. На классном часе мы с вами познакомимся с понятием «насилие», узнаем о его видах и формах проявления, а также о возможностях его предотвращения. Проблема насилия является сейчас одной из актуальных. Эта проблема не нова, она существовала всегда и во всех странах мира. Данная тема очень важна, для кого-то неприятная и, наверное, для всех новая. Проведение нашего урока потребует от каждого из нас бережного отношения к друг другу.

Давайте разберемся, что же такое насилие?

II. Обсуждение проблемы.

 Учитель:    

1)  Что такое насилие?

Мне хотелось бы познакомить вас с определением В.Даля: «Насилие – это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное».

Словарь С.Ожегова дает такое определение: «Насилие – это применение физической силы к кому-то, принудительное воздействие на кого-то, притеснение, беззаконие».

2) Ребята, где чаще всего встречается насилие? Кто может стать жертвой   насилия?

Оказывается, факты насилия имеют место повсеместно на улице, в семье, в школе и т.д. А жертвой насилия может стать любой из нас. Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас внимательно послушали ситуацию, а потом ответили на мои вопросы.

III. Анализ ситуации.

Ситуация:

Учитель: Встречаются на перемене два ученика.

Вадим: - Эй, ты, слышь? Вали сюда! Разговор есть. Ну двигай, двигай сюда.

(Коля с неохотой подходит)

Вадим: - Сто рублей не отдолжишь?

Коля: - У меня нет таких денег.

Вадим: - Ну, тогда дома у родителей попроси. Скажи, что учитель сказала принести.

Коля: - Я так не могу…

Вадим: - Да не будь ты курицей! Ты что – «маменькин сыночек»? Взял у мамки из кошелька одну бумажку и она даже не узнает. Вобщем, чтобы завтра деньги были, а то худо будет.

Учитель: Вот, кажется, простая ситуация, которая встречается, к сожалению, в нашей школьной жизни нередко. Как вы думаете, было ли здесь совершено насилие?(ответы ребят) Перед нами два ученика Вадим и Коля. Один из которых, можно сказать, «герой дня», который знает чего хочет от жизни. Другой - жертва, которая сомневается, боится, не уверена, стоит ли ему приносить деньги.  А теперь давайте подумаем, к каким последствиям может привести данная ситуация Вадима, как обидчика, и Колю, как жертву.

Учитель: Ребята посмотрите, к каким серьезным последствиям может привести данная ситуация мальчиков. А иногда последствия могут быть непоправимы – смерть, инвалидность, совершение преступления и т.д.

Поднимите руки те, кто из вас был в подобных ситуациях, когда по отношению к вам было совершено насильственное действие. Спасибо! Вспомните, какие чувства охватывали вас в этот момент?(обсуждение )

Подростки избили мужчину, в ответ на его замечание; девочки издевались над одноклассницей только из-за того, что «не одевается» дорого и модно; 12 летний избил бабушку, требуя деньги. Перечислять примеры подростковой жестокости, которые в последнее время мы очень часто слышим в новостях или читаем о них в газетах можно очень долго.

Подростковая жестокость - эта тема становится актуальной в России. С каждым годом преступников, не достигших 18 лет, становится все больше. В чем причина «озверения» детей?

По утверждениям социологов, за последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь маты от подростков слышны на каждом шагу, а «послать» могут любого, невзирая на возраст и положение.

О том, почему такое происходит с нами сегодня я и хотела поговорить. Итак, тема нашего классного часа «Ее величество – жестокость»

Психологи и социологи, изучая данную проблему, выделяют следующие возможные причины агрессивного поведения подростков:

Учитель пишет на доске:

1.    Семья.

2.    Окружение подростка вне дома.

3.    Современный кинопрокат.

4.    Отсутствие авторитетов (особенно положительных).

5.    Безнаказанность.

6.    Желание самоутвердиться за счет более слабого человека.

7.    Неумение чувствовать боль другого человека.

8.    Незрелость психики, которая не дает осознать последствия поступка.

9.    Популярность компьютерных игр.

Так ли это на самом деле, мне интересно узнать от вас.

- Как вы думаете, в каких документах говориться о защите прав ребёнка от насилия? (ответы учащихся)

1. Закон «О правах ребёнка»

2. Конвенция «О правах ребёнка»

3. Уголовный кодекс. Поэтому за защитой своих прав можно и нужно обращаться в полицию, суд, прокуратуру.

Но если насилие запрещено, то откуда же тогда оно возникает? Где может совершаться насилие?

Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Насилие совершается и в молодежной среде.

- Скажите, пожалуйста, кто может совершать насилие? (ответы учащихся).

- Насилие могут проявлять взрослые или дети по отношению друг к другу, родители по отношению к детям. Группа людей может совершать насилие по отношению к одному человеку, тогда говорят о групповом насилии.

Как вы думаете, почему одни люди выступают в роли насильника, а другие - в роли жертвы? (ответы ).

Жертвами насилия часто становятся самые незащищенные, слабые люди: женщины, дети, старики, инвалиды. Среди молодых людей чаще всего подвергаются те, кто имеет физические отличия от других (низкий рост, рыжие волосы, оттопыренные уши), тот, кто не может постоять за себя;

Скажите, пожалуйста, а почему некоторые люди способны проявлять агрессию, насилие, унижать других, быть в роли насильника? Как вы думаете, что заставляет их так поступать? (ответы школьников)

Насилие часто совершают неуверенные люди, которые самоутверждаются за счет других.

Совершить насилие способны люди, не умеющие контролировать свои отрицательные эмоции (гнев, агрессию, страх), те, кто копит обиду на кого-либо, а потом вымещает её на слабых.

Учитель: Итак, семья. Если родители, старшие брат или сестра позволяют себе применение физической силы по отношению к ребенку, то в будущем сам ребенок, как правило, следует их «примеру».

ВИДЕО 1 «РЕБЕНОК - ЗЕРКАЛО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ»

Агрессия рождает ответную агрессию. Вы согласны с этим?

Да, никто не в праве проявлять насилие по отношению к другому человеку. «Вся жестокость происходит от слабости».

Сейчас постарайтесь выработать в группах правила, соблюдение которые помогут нам предотвратить насилие среди нас.

 IV. Создание правил безопасного поведения (работа в малых группах: учащиеся записывают на листках правила, прикрепляют их на доску и озвучивают их).

   Учитель: Ребята, вы написали прекрасные правила. А теперь выберите из предложенных на доске высказываний знаменитых людей то, которое подчеркивало бы суть ваших правил:

Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут Н.Карамзин;

Уважение других дает повод к уважению самого себя Р. Декарт;

Вежливостью достигаешь больше, чем насилием Ф.Шопен.

   Насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны бережно, уважительно и любя относиться друг к другу. Вот тогда в нашем обществе будет царить мир и покой. Есть одно золотое правило, выполняя которое человек будет счастлив: «Относись к людям так, как хочешь чтобы относились к тебе».

V. Рефлексия.

Какой важный вывод вы смогли сделать для себя в ходе нашего урока?

Там, где царит любовь, милосердие и сострадание, нет места жестокости и насилию!

Учитель: Хочется закончить наш классный час стихотворением неизвестного нам автора Алексея Нескородова:

Красиво жить не запретишь,

И с Божьей помощью, быть может,

Ты где-то, в чем-то победишь,

Я знаю, Бог тебе поможет!

Поможет Он тебе любить,

Быть добрым, честным и бесстрашным,

Добро на всей земле дарить

И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,

Чего бы ты хотел увидеть.

Я знаю, есть добро и зло,

Есть те, кого обидеть можно!

Есть те, кто обижал тебя,

Весь мир ты можешь упрекать.

Поверь, всем надо жить любя.

Поверь, надо уметь прощать!

Классный час « Мир без насилия»

Цель: закрепить и углубить знания детей о правах человека, о насилии и его видах;

формировать навыки правомерного поведения, умение самостоятельно принимать решения, отстаивать собственное мнение;

развивать коммуникативные способности учащихся, логическое мышление;

воспитывать толерантность в отношении к людям.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, газеты

Ход занятия

Эпиграф занятия:

 «Добро делаешь - себя прославляешь, зло делаешь - себя унижаешь»

 (Царь Соломон)

1. Формирование групп.

2. Правила группы.

3. Объявление темы и цели занятия.

4. Погружение в работу. (Цель: настроить детей на работу)

-Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение

- Поднимите руку те, кто пришел с плохим настроением.

- Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать.

- Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.

5. Определение понятия. (Цель: вспомнить определение понятий «насилие», «агрессор», «жертва», а также - информацию о видах насилия).

Насилие - это любые умышленные действия одного человека по отношению к другому, если эти действия нарушают права и свободы человека и наносят ей физическую, моральную или психическую вред.

Всемирная организация здравоохранения определяет насилие как глобальную угрозу здоровью. Согласно социологическим исследованиям, проведенным в разных странах мира, физического или психологического насилия испытывает каждая 4 женщина и каждый 10 мужчина.

Насилие может быть:

- Физическое - избиение, толкание и нанесения других телесных повреждений;

- Психологическое - насмешка, обида, унижение, преследование, сплетни, принуждение;

- Сексуальное - вероятная или фактическая сексуальная эксплуатация человека;

- Экономическое - умышленное лишение жилья, еды, одежды, средств и другого имущества, которое может привести к смерти или нанести вред здоровью.

К сожалению, многие действия можно назвать насильственными. Не все об этом знают. Возможно, именно поэтому многие подростки подвергаются насилию, не осознавая этого. Очень важно знать об этом, чтобы не допускать случаев насилия по отношению к себе.

Агрессор - это человек, который совершает насилие.

Жертва - это человек, который подвергается насилию. (демонстрация рисунка с агрессором и жертвой)

6. Мозговой штурм «Кто может совершать насилие?»

(Цель: достичь участниками понимание того, насилие могут осуществлять разные люди).

Задача участников: сказать, кто может совершать насилие (1 вариант от группы).

7. Упражнение «Перетягивание газеты».

(Цель: иллюстрация сценария, в котором развиваются конфликты).

Участники объединяются в пары, получают газету и сворачивают ее в трубочку, становятся на расстоянии 1 м друг от друга, подгибают одну ногу и придерживают ее рукой. Свободной рукой они берут трубочку из газеты и начинают ее перетягивать, стараясь вывести друг друга из равновесия, но при этом не разорвать газету.

8. Практикум «Анализ ситуаций».

(Цель: формировать умение различать виды насилия, агрессора и жертву ситуации насилия).

Каждой группе вручается задачи.

Задача: определить вид насилия, указать агрессора и жертву ситуации.

Ситуация 1

Петя, войдя в столовую, как всегда, сел не на свое место. К нему подошла Лена и попросила освободить ее стул. Он оттолкнул девочку с такой силой, что она упала на пол.

Ситуация 2

Во время перерыва Юрий бегал по классу и толкнул Иру. Девочка, падая, случайно разбила вазу на столе учителя. В класс зашла учительница и увидела разбитую вазу. Ирина пыталась объяснить, что случилось на перемене, но учительница не выслушала оправданий и накричала на нее.

Ситуация 3

Десятилетние Оля и Леся отдыхали на берегу моря. К ним подошли незнакомые мужчины и предложили научить их плавать. Когда они оказались в воде, незнакомцы позволили себе грубое поведение.

Ситуация 4

После окончания школы-интерната Иван вернулся в родное село. Выяснилось, что в его доме проживает сожительница умершего отца. Она прогнала его из родного дома.

Ситуация 5

Дима взял без разрешения ручку Олега. Когда Олег это увидел, ударил Диму.

Ситуация 6

7-классница Юля гуляла в парке со своей собакой. Рядом на скамейке незнакомые ребята употребляли алкоголь. Они упорно предлагали Юле к ним присоединиться.

В конфликтной ситуации агрессор наносит вред не только жертве, но и себе. Он не хочет отвечать за свои поступки, специально причиняет вред другим, тем самым он разрушает свое здоровье. Ведь ярость, жестокость и злость разрушают его нервную систему - и болезни неизбежны.

9. Притча «Все оставляет свой след».

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал, чтобы каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На следующий день еще больше. На следующей неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем ​​число забитых в столб гвоздей стало уменьшаться. Парень понял, что легче контролировать свой гнев, чем забивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял контроль над своими эмоциями. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на этот раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку, подвел к забору и сказал: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как раньше. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься -шрам останется ».

10. Круг идей «Как остановить насилие».

(Цель: как избежать ситуации насилия).

Задача участников: обсудить этот вопрос и предложить один вариант, объяснив его.

• Избегайте ситуаций, которые могут привести к насилию.

• Говори спокойно и уверенно.

• Дай агрессору возможность остановиться.

• Отойди в сторону. Это не признак слабости!

• Не стремись мстить врагам. Умей просить прощения.

• Попроси помощи. Это не признак слабости или трусости!

• ПОМНИ!

• Ты имеешь право отказаться делать то, к чему тебя принуждают силой или оскорбительными, злыми словами.

• Мы подобные, но все разные.

• Ваша собственность принадлежит только тебе.

• Ты имеешь право на помощь.

• Каждый человек имеет право жить свободно, в безопасности, чувствуя тепло и любовь!

11. Подведение итогов.

Рефлексия.

Упражнение «Волшебная бабочка».

 (Цель: дать возможность участникам высказать свои пожелания, и при этом почувствовать, что другие внимательно слушают и воспринимают их).

Каждый участник складывает «волшебную» бабочку, располагает ее на дереве и сообщает свои впечатления от занятия и пожелания.

Сегодня мы обсудили важный вопрос. Надеюсь, что вы сможете изменить свое отношение к миру, людям, которые нас окружают. Мудрый царь Соломон много веков назад сказал, что добро возвышает человека, а зло унижает. Желаю вам только добра. Надеюсь, что это занятие никого из вас не оставило равнодушным.

Классный час «Любовь в семье»

Цель: углубить представления учеников о любви, формировать положительную нравственную оценку любви как высокого чувства, предостеречь от легкомысленного отношения к любви и созданию семьи.

Задачи:

Определить нравственные критерии, лежащие в основе настоящей любви.

Помочь осознать понятия «любовь» и «влюбленность», осознать полноту ответственности вступления в семейную жизнь.

Помочь сформировать правильное отношение к семье, раскрыть основные принципы существования и сохранения семейных отношений.

Подготовительная работа.

Стихотворение «Семь правил» по абзацу раздать ученикам, чтобы выучили. И текст притчи можно тоже подготовить с учениками и прочитать его по ролям.

Ход занятия

Все начинается с любви...

Твердят: "Вначале было слово..."

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви!..

Все начинается с любви:

и озаренье, и работа, 

глаза цветов, глаза ребенка - 

все начинается с любви. 

Все начинается с любви, 

С любви!  Я это точно знаю. 

Все,  даже ненависть - родная 

и вечная сестра любви. 

Все начинается с любви: 

мечта и страх, вино и порох. 

Трагедия, тоска и подвиг - 

все начинается с любви... 

Весна шепнет тебе: "Живи..." 

И ты от шепота качнешься. 

И выпрямишься. И начнешься. 

Все начинается с любви!

Словами Роберта Рождественского я хочу начать наш классный час. Я думаю, что многие со мной согласятся, что самое ценное в семейных отношениях это любовь.

Эпиграф

В семейной жизни самый важный винт – это любовь.

А.П.Чехов

Но к сожалению приходится констатировать, что большинство современных людей не знают, не чувствуют или не понимают, что такое настоящая любовь? Почему? Потому что как показывает статистика, почти 50 процентов браков распадаются . Это говорит о том, что люди не смогли разобраться в своих чувствах, не смогли сохранить любовь.

Давайте мы сегодня попробуем разобраться, что такое любовь и влюбленность? Поговорим о ценности семейных отношений.

Сначала давайте разберемся что же такое любовь?

Какие ассоциации у вас возникают в связи с нашей темой?

Выслушать ответы студентов.

Русский философ, поэт, публицист Владимир Сергеевич Соловьёв, определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида: (слайд 5)

Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь (лат. amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения, единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

Любовь, которая равно даёт и получает, (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу. У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Согласно Аристотелю,  целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага».

Каждый из вас мечтает встретить настоящую любовь, любить и быть любимым. Но говоря о любви нельзя забывать и еще об одном состоянии души о влюбленности. Можно ли отличить любовь от влюбленности? Оказывается, любовь и влюбленность это два противоположных чувства.

"Влюбленность" - это состояние погружения во что-то, т.е. когда Вы влюблены, то Вы погружены в этот процесс, Вы полностью находитесь в нем. Состояние влюбленности практически не имеет никакого отношения к объекту. Это Ваша потребность, которую Вы удовлетворяете при помощи другого человека. Мы не видим реального человека, мы видим лишь то, что хотим видеть, потому, что нам очень хочется побыть в этом состоянии. Сумасшедшая любовь, страсть, секс – это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи не считают их настоящей любовью, а связывают их с влюблённостью и даже называют это болезнью, повреждением сознания. Такое состояние можно назвать ловушкой любви. Я хочу рассказать о нескольких таких ловушках.

«Ловушка уязвлённого самолюбия»

Предположим, в коллективе есть девушка, которая пользуется большим вниманием юношей. Она знает и чувствует это. И вдруг в ее окружении появляется юноша, который равнодушен к ней. Именно этим он и вызывает у девушки интерес. И ей вдруг кажется, что она влюблена в него. Она начинает добиваться того чтобы он обратил на нее внимание, старается добиться его расположения. Но после того, как юноша проявит к ней чувства, она утрачивает к нему всякий интерес. Есть немало пар, отношения в которых поддерживаются тем, что им постоянно приходится завоёвывать друг друга.

«Ловушка удачи»

Предположим, юноша имеет печальный опыт в любви. Все девушки, с которыми он встречался, оставляли его, предпочитая других. И вот он встречает девушку, с которой всё складывается хорошо. Именно с ней он может почувствовать себя настоящим мужчиной.

«Ловушка общности интересов»

Он и она увлекаются поэзией, им нравятся одни и те же музыкальные группы…И им кажется, что они - родственные души.

«Ловушка жалости»

Чаще в неё попадают девушки. Можно сказать, что это особая разновидность женского тщеславия: «Он без меня пропадёт, погибнет». И если такая девушка проанализирует свои отношения с молодыми людьми, то окажется, что она влюбляется только в «неблагополучных» или «порочных» молодых людей, когда можно чувствовать себя спасительницей, воспитательницей. Юноши тоже часто используют это стремление девушек, перекладывая на них ответственность за своё поведение: Только ты можешь меня спасти», «Если ты меня бросишь, то я сопьюсь!...

«Ловушка тщеславия»

Обнаруживается в том случае, когда влюблённость вспыхивает к какому-то «престижному» или известному человеку. Известно, что много поклонников имеют актрисы, певцы, участницы конкурсов красоты. Что касается юношей, то их уровень престижности определяется положением в обществе, славой, почётом. Так, все видные политические деятели были объектами страстной женской любви.

Поэтому, анализируя свои чувства, попробуйте понять: не ловушка ли это?

Влюбленность - это прекрасно! Прежде, чем вы решите предпринимать какие-либо серьезные действия, не спешите, посмотрите не перерастет ли влюбленность в любовь.

Важным признаком любви является любовь ни за что. Вот ответьте на вопрос за что вы любите маму? Можно перечислять ее черты характера, приводить примеры. Но придем к одному выводу – маму мы любим потому что она наша мама. Хорошо, можно сказать на любовь родительскую влияет степень родства. А супруги они друг другу не родственники. Муж с женой любят друг друга ни что. Муж и жена должны быть как единая плоть, одно тело с двумя ногами и руками. Еще лет 150-200 тому назад люди осознавали это и поэтому не мыслимы были разводы. Не может одна нога сказать другой ты мне надоела, уходи. Или если заболела одна рука, другая ее будет бережно лечить, а не ампутировать.

Вторым признаком того, что вы любите человека будет то, что вы перестаете замечать его внешность. Как и вы не замечаете внешность мамы – мама для вас всегда красива.

Еще один признак любви это жертвенность, готовность к самопожертвованию. Самопожертвование в любви не требует от вас великих подвигов. Ведь когда вы любите вам не сложно оторваться от компьютера, чтобы принести своей любимой чай, или подойти ночью к плачущему ребенку и укачать его.

Вывод:

Влюбленность

Настоящая любовь

Пылкость

Вечность

Скоротечность

Постоянство

Влюбленность во что-то

Жертвенность

Эгоизм

Любовь ни за что

Если любовь настоящая, то она будет с вами всю жизнь.

Что сделать, чтобы сохранить любовь?

Правильно понимать, что такое настоящая любовь, не путать её со страстью, эмоциями и эгоизмом. Всегда помнить об ответственности перед любимыми.

Не ждать любви, а самим дарить любовь, вкладывать её в человека, тогда получим любовь в своём сердце.

Сохранить любовь, обновить её помогают воспоминания о том, что было в начале.

Песня «Семейный альбом», исполнитель: Эдита Пьеха.

Семейный фотоальбом семьи Ю.А.Гагарина.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

. В 1955 году на балу в Оренбурге Гагарин познакомился со своей будущей женой Валентиной Ивановной Горячевой (род. 15 декабря 1935). По выходным Юрий и Валентина стали встречаться, а спустя почти два года, 7 ноября 1957, они поженились.

Валентина Ивановна вспоминает: "Сказать, что я полюбила его сразу, значит сказать неправду. Внешне он не выделялся среди других… Не сразу я поняла, что этот человек, если уж станет другом, то станет на всю жизнь. Но когда поняла… Много было у нас встреч, много разговоров по душам, долго мы приглядывались друг к другу, прежде чем, объяснившись в любви, приняли решение связать навсегда свои жизни и судьбы.

Как он сказал о своей любви? Очень просто. Не искал красивых слов, не мудрил…

«Любовь с первого взгляда — это прекрасно, — говорил Юра, — но еще прекраснее — любовь до последнего взгляда. А для такой любви мало одного сердечного влечения. Давай действовать по пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь…» Он думал обо мне: не пожалею ли я, не спохвачусь, когда будет уже поздно передумывать…"

Желание Юрия сбылось и 17 апреля 1959 года родилась дочь, которую назвали Елена. Сейчас Елена Юрьевна - генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль».

9 декабря 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Отбор был очень суровым: "Помимо состояния здоровья, врачи искали в каждом скрытую недостаточность или пониженную устойчивость организма к факторам, характерным для космического полёта, оценивали полученные реакции при действии этих факторов. Обследовали при помощи новейших биохимических, физиологических, электрофизиологических и психологических методов и специальных функциональных проб. Нас выдерживали в барокамере при различных степенях разреженности воздуха, крутили на центрифуге, похожей на карусель. Врачи выявляли, какая у нас память, сообразительность, сколь легко переключается внимание, какова способность к быстрым, точным, собранным движениям.

7 марта 1961 года у Гагарина родилась вторая дочь - Галина (в этот раз, в отличие от прошлого, отец хотел сына, мать - дочь). Сейчас Галина Юрьевна - преподаватель Государственной академии имени Плеханова.

Практическая часть.

Задание 1.  Пройдет немного времени, и я думаю, что вы задумаетесь о создании семьи. Будете строить свой семейный очаг, свой семейный дом. Решите, какие нравственные ценности необходимы для создания вашего семейного очага. Определите, что будет являться основой вашего дома – фундаментом, на чем будут держаться стены вашего дома, из чего будет состоять крыша вашего дома. (Ученикам раздать распечатки с картинкой дома, а ребята должны подписать фундамент, стены, окна, крыша из каких нравственных ценностей будет состоять).

Слова в Приложении 1.

На доске тоже выложить из карточек семейный очаг. (фото в Приложении 2).

Вывод: большинство из вас основой вашего дома назвали любовь. Это великое, высокое чувство, которое является основой нашего мироздания. Каждый из нас верит в настоящую любовь.

Задание 2.  Вряд ли кто, вступая в брак, думает о том, что в его семье будут различные неприятности. А ведь они неизбежны. Поэтому вы должны постараться к ним подготовиться. Например, представив себе жизненные трудности, продумать меры по их устранению. Вы можете возразить, что всего не предусмотришь, но если исходить из этой жизненной логики, то вообще ничего не стоит делать, а всё пустить на самотёк.

Прослушайте притчу и выпишите, какие причины могут привести семейную пару к разводу, а какие –напротив, помогут паре построить семейное счастье.

Притча «Жена - богиня» Владимира Мегре.

Жили-были на свете обыкновенные муж и жена. Звали жену Елена, звался муж Иваном. Возвращался муж: с работы, в кресло у телевизора садился, газету читал. Жена его, Елена, ужин готовила. Подавала мужу ужин и ворчала, что по дому он ничего путного не делает, денег мало зарабатывает. Ивана раздражало ворчание жены. Но грубостью он ей не отвечал, лишь думал про себя: «Сама — лахудра неопрятная, а еще указывает. Когда женился только, совсем другой была — красивой, ласковой».

Однажды, когда ворчавшая жена потребовала, чтобы Иван мусор вынес, он, с неохотой оторвавшись от телевизора, пошел во двор. Возвращаясь, остановился у дверей дома и мысленно обратился к Богу:

Боже мой. Боже мой! Нескладная жизнь у меня сложилась. Неужто век мне весь свой коротать с такой женой ворчливой да некрасивой? Это же не жизнь, а мучения сплошные.

И вдруг услышал Иван тихий голос Божий:

Беде твоей, сын Мой, помочь Я смог бы: прекрасную богиню тебе в жены дать, но коль соседи изменения внезапные в судьбе твоей увидят, в изумление великое придут. Давай поступим так: твою жену Я буду постепенно изменять, вселять в нее богини дух и внешность улучшать. Но только ты запомни, коль хочешь жить с богиней, жизнь и твоя достойною богини стать должна.

Спасибо, Боже. Жизнь свою любой мужик ради богини может поменять. Скажи мне только: изменения когда начнешь с моей женой творить?

Слегка Я изменю ее прямо сейчас. И с каждою минутой буду ее к лучшему менять.

Вошел в свой дом Иван, сел в кресло, взял газету и телевизор вновь включил. Да только не читается ему, не смотрится кино. Не терпится взглянуть - ну хоть чуть-чуть меняется его жена?

Он встал, открыл дверь в кухню, плечом оперся о косяк и стал внимательно разглядывать свою жену. К нему спиной она стояла, посуду мыла, что после ужина осталась.

Елена вдруг почувствовала взгляд и повернулась к двери. Их взгляды встретились. Иван разглядывал жену и думал: «Нет, изменений никаких в моей жене не происходит».

Елена, видя необычное внимание мужа и ничего не понимая, вдруг волосы свои поправила, румянец вспыхнул на щеках, когда спросила:

Что ты, Иван, так смотришь на меня внимательно?

Муж: не придумал, что сказать, смутившись сам, вдруг произнес:

Тебе посуду, может быть, помочь помыть? Подумал почему-то я...

Посуду? Мне помочь? — тихо переспросит удивленная жена, снимая перепачканный передник, — так я ее уже помыла.

«Ну, надо же, как на глазах меняется она, — Иван подумал, — похорошела вдруг». И стал посуду вытирать.

На другой день после работы с нетерпением домой спешил Иван. Ох, не терпелось посмотреть ему, как постепенно в богиню превращают его ворчливую жену. «А вдруг уже богини много стало в ней? А я по-прежнему никак не изменился. На всякий случай, прикуплю-ка я цветов, чтоб в грязь лицом перед богиней не ударить».

Открылась в доме дверь, и растерялся завороженный Иван. Перед ним Елена стояла в платье выходном, том самом, что купил он год назад. Прическа аккуратная и лента в волосах. Он растерялся и неловко протянул цветы, не отрывая взгляда от Елены. Она цветы взяла и охнула слегка, ресницы опустив, зарделась. «Ах, как прекрасны у богинь ресницы! Как кроток их характер! Как необычны внутренняя красота и внешность!». И охнул в свою очередь Иван, увидев стол с приборами, что из сервиза, и две свечи горели на столе, и два бокала, и пища ароматами божественными увлекала.

Когда за стол он сел, напротив жена Елена тоже села, но вдруг вскочила, говоря:

Прости, я телевизор для тебя включить забыла, а вот газеты свежие тебе приобрела.

Не надо телевизора, газеты тоже мне не хочется читать, все об одном и том же в них, — Иван ответил искренне,

ты лучше расскажи, как день субботний, завтрашний хотела б провести?

Совсем опешив, Елена переспросила:

А ты?

Да два билета в театр по случаю для нас купил. Но днем, быть может, согласишься ты пройтись по магазинам. Раз нам театр придется посетить, так надо в магазин зайти сначала и платье для театра для тебя достойное купить.

Чуть не сболтнул Иван заветные слова: «платье, достойное богини», смутился, на нее взглянул и снова охнул. Перед ним сидела за столом богиня. Лицо ее сияло счастьем, и глаза блестели. Улыбка затаенная немножко вопросительной была.

«О Боже, как прекрасны все-таки богини! А если хорошеет с каждым днем она, сумею ль я достойным быть богини? — думал Иван, и вдруг, как молния его пронзила мысль. — Надо успеть! Успеть, пока богиня рядом. Надо просить ее и умолять ребенка от меня родить. Ребенок будет от меня и от прекраснейшей богини».

О чем задумался, Иван, или волненье вижу на твоем лице? — Елена спрашивала мужа.

А он сидел взволнованный, не зная, как сказать о сокровенном. И шутка ли — просить ребенка у богини?! Такой подарок Бог ему не обещал. Не знал, как о своем желании сказать, Иван и встал, скатерку теребя, и вымолвил, краснея:

Не знаю... Можно ли... Ноя... сказать хотел... Давно... Да, я хочу ребенка от тебя, прекрасная богиня.

Она, Елена, к Ивану-мужу, подошла. Из глаз, наполненных любовью, счастливая слеза на щеку алую скатилась. И на плечо Ивану руку положила, дыханьем жарким обожгла.

«Ах, ночь была! Ах, это утро! Этот день! О, как прекрасна жизнь с богиней!» — думал Иван, второго внука на прогулку одевая.

Обсудить варианты.

Вывод: настоящую любовь нужно взращивать годами и это требует самопожертвования и большого труда. И тогда настоящая любовь будет вечной.

Задание 3.  Как вы думаете, в чем заключается семейное счастье? Л.Н. Толстой великий русский писатель писал, что все семьи счастливы одинаково и каждая семья несчастна по своему. В чем схожи счастливые семьи? Каковы признаки счастливых семей? В чем заключается семейное счастье? Постарайтесь вывести формулу семейного счастья.

Вывод: сколько людей столько и мнений. Вот какую формулу семейного счастья предлагает И. Молчанов «Семь правил».

Ученик 1: Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень-очень важных.

Ученик 2: Во-первых, это главное – любовь.

Всем сердцем, и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно и каждый день по-разному.

Ученик 3: Второе – дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца – не напиться.

А дети – это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

Ученик 4: Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережёт от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

Ученик 5: Четвёртое – терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды…

И отогреет солнышком окно,

Что инеем заледенело белым.

Ученик 6: А пятое – ответственностьи дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

Ученик 7: Шестое – уваженье. Только с ним

Приобретёшь успех, признанье общее.

Всегда считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

Ученик 8: И, наконец, седьмое – чистота

Везде – в дому, в душе твоей и помыслах…

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любим и где счастлив полностью.

Итог: Я желаю, чтобы каждый из вас встретил на своем пути настоящую любовь и вывел собственную заветную формулу семейного счастья.

Литература:

Любовь. https://ru.wikipedia.org/wiki/Любовь

Беседа I. Что такое любовь? - сайт священника Павла Гумероваhttp://pritchi.ru/part_142

 Притчи от Владимира Мегре, притча «Жена - богиня».

Приложение 1.

ДРУЖБА

ЛЮБОВЬ

ПОНИМАНИЕ

ДОБРОТА

ТЕРПЕНИЕ

УВАЖЕНИЕ

СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ

ЗАБОТА

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Флеш-акция «Черная точка на ладони».

Черная точка, которая не считается родинкой, это не просто символ. Если его нарочно нарисовала женщина или ребенок на ладони, этот знак сигнализирует «СОС» всем окружающим. Дело в том, что такая отметка обозначает насилие в семье.

Флеш-акция «Черная точка»

Цели: 

профилактика насилия;

 развитие коммуникативных умений;

 поднятие общего эмоционального тонуса;

 поддержка отдельных учащихся и взрослого коллектива.

Участники: 

 команда учащихся ( 3 - 7 человек агитационной группы), педагоги, работники школы, психолог

Необходимые материалы: 

 афиша акции "Черная точка" 

 бумажные ладони с черной точкой

 афиша с результатами акции "Черная точка"

Флеш-акция посвящена Дню профилактики насилия .

На стенде, расположенном в доступном и хорошо обозреваемом месте, нарисовано импровизированное дерево. Агитационная группа на перерывах проходит по классам, и раздает бумажные ладони с черной точкой, сопровождая акцию рассказом о значении черной точки на ладони, и побуждая ребят написать ободряющие слова человеку, терпящему насилие на обратной стороне бумажной ладони с черной точкой. Затем, ладони с пожеланиями прикрепляются на стенд как листья дерева.

Игра – викторина «Мой дом моя крепость»

Цель: повторение и систематизация знаний, повторение пройденного материала.

Задачи:

-Образовательная: систематизировать и повторить знания по пройденным темам.

-Развивающая: развитие любознательности, внимания, умения работать в группах, решать поставленные задачи.

-Воспитательная: воспитывать уважение к культуре и истории родного края.

Форма проведения: Игра - викторина: «Мой дом моя крепость»

Оценка: За каждый правильный ответ команда зарабатывает жетоны.

Участники: Ведущий, 2 команды.

Оборудование: карточки с пословицами, карандаши, листы с нарисованным деревом, карточки с названиями улиц, карточки для составления схемы слободок, карточки с названиями предметов в избе.

В викторине 5 этапов.

Каждая команда придумывает название и выбирает капитана.

1 этап: Моя семья

1 задание: Собрать пословицы:

В гостях хорошо………а дома лучше.

Семья сильна,……. когда над ней крыша одна.

При солнышке тепло,……… при матери добро.

Каково на дому…………таково и самому.

Не нужен клад………..когда в семье лад.

2 задание: У детей листы с нарисованным деревом, нужно вписать имена родственников.

2 этап: От слободок до села

Собираем макет слободок. Разместить правильно карточки с домами.

Рассказать как образовалось село Бор.

3 этап: с. Бор

Даны карточки с названиями улиц села Бор и современное название этих улиц. Правильно разместить карточки с названиями улиц.

4 этап: Крестьянская усадьба

Выходят капитаны и выбирают себе вопрос:

Рассказать о деревенских постройках:

1.    Изба

2.    Хозяйственные постройки

3.    Амбары

4.    Бани

5.    Колодцы

6.    Мельница

7.    Ток

8.    Овин

5 этап: Крестьянская изба

Правильно разместить вещи в избе. Карточки с названием предметов разложить по своим местам.

Подведение итогов. Награждение.

Игра «Что если….».

Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием.

Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:

Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?

Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?

Что, если приходящая соседка( сосед) делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?

Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?

Рефлексия. Обсуждение полученной информации, вариантов ответов, способов реагирования в сложной ситуации.

Оформить лист рекомендаций составленный учениками в виде плаката.

Игра «Тайна мирного домика» 

Цели игры: 

1.    Формирование у детей понятия о дружбе. 

2.    Воспитывать чувство сплоченности в коллективе. 

Оборудование: 

плакат с девизом;  

плакат мирного домика;  

пословицы о дружбе 

конверт- сердце. 

Учитель: 

Ребята, сегодня на классном часе нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Но чтобы открыть эту тайну мы должны немного потрудиться – построить домик. 

Итак, теперь вы не ученики 3-го класса, а бригада строителей. Многие из вас наверняка видели, как строятся дома.

А теперь скажите, какие материалы нужны для постройки дома?

(ответы детей) 

Учитель: 

Сейчас вы получите стройматериалы для будущего дома. 

(заранее я приготовила на каждого ребенка детали дома)

С чего начинают строить дом?

(ответы детей) 

Учитель: 

В основании любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушалась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе все здание. 

(дети, у которых детали серого цвета собирают фундамент дома). 

На каждом основании складывается слово «Дружба»

Учитель: 

на фундамент нашего домика положим бревна. 

(дети собирают бревна. Чтобы не было путаницы, бревна нумерую с обратной стороны). 

Учитель: 

Наш домик наполовину построен. Что еще надо достроить? (крышу)(ответы детей) 

Дети собирают крышу. 

Учитель: 

Стройка подходит к концу. Осталось вставить окошки, дверь и расселить в доме жильцов. 

(дети приклеивают окна плакат: на окне дети нарисовали свой портрет и подписали снизу)

На карточке, изображающей дверь, пишут класс, номер школы т.е название. 

Учитель: 

Вот и закончилась наша стройка. посмотрите, какой у нас получился замечательный домик. В начале классного часа мы говорили с вами о тайне Мирного домика, которую нам предстоит открыть. Скажите, какой дом можно назвать мирным? 

(ответы детей) 

Учитель: 

Чтобы сохранить название Мирного домика у жильцов должны быть свои правила. Давайте все вместе придумаем эти правила. 

(дети высказывают свои мнения)

Ребята, вы очень дружно трудились и построили такой замечательный домик. Даже правила свои придумали и незаметно для себя открыли тайну.

Давайте прочитаем правила мирного домика. 

1.    Любить друг друга 

2.    Прощать друг друга 

3.    Заботиться о близких 

4.    Быть добрым 

Строго запрещается! 

1.    Плохо вести себя 

2.    Обзываться 

3.    Ругаться 

4.    Драться 

5.    Обижать друг друга 

(вспомнить о прошлогоднем часе о дружбе, о законах дружбы) 

А теперь внимательно посмотрите на наш Мирный домик и подумайте: в чем же заключается тайна мирного домика? 

Дети: В дружбе 

Учитель: 

Конечно, в дружбе. Ведь только тот домик можно назвать мирным, где живут дружные жильцы. Да и вообще, смогли бы мы построить тот домик, если бы все время спорили и мешали друг другу? 

(ответы детей)

О преданной и верной дружбе написано много рассказов, стихов, песен, сложено немало пословиц.

Ой, ребята, посмотрите, возле Мирного домика вырос волшебный цветок. На нем даже название написано «дружбоцветик». Он волшебный, потому что на обратной стороне лепестка что-то написано.

Давайте отрывать по лепестку и прочитаем, что же написано

(дети читают пословицы, объясняя смысл) 

Что это? (пословицы) 

1.    С кем поведешься, от того и наберешься. 

2.    Новых друзей наживай, а старых не теряй. 

3.    Верный друг, лучше сотни слуг. 

4.    Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. 

5.    Дружба не гриб, в лесу, не найдешь. 

  • А кто такие друзья? 
  • Какого человека можно назвать настоящим другом? 

(друг – это человек, который непременно поможет в трудную минуту, что-то доверить другу и т.д.) 

Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется 

«Слово – друг»

Когда еще никто не знал, ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же)

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленное лицо, умение руки,

И человек придумал слово «друг»;

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо от друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей – людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шел сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал:

«Дурак!» Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и тоже).

Учиетель: 

К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, а иногда бывает так обидно. 

  • Что вы чувствуете, когда вас обидят грубым словом? 
  • Что вы делаете для того, чтобы сохранить дружбу? (обсуждение вопроса) 

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет.

А если спотыкнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Учитель: 

А были ли у вас ситуации, когда друг просил о помощи, а вы ему отказали? (обсуждение вопроса) 

  • Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на земле, поэтому нужно каждый день творить добро. 

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то

А теперь представил счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу не влечет. 

Учитель: 

Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Если нет, то почему? 

(ответы детей) 

Игра «Найди друга» 

Учитель:

- Какое надежное и емкое слово «дружба!». Дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем и взрослеем. недаром одна из пословиц гласит. «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Как вы понимаете эту пословицу? 

  • Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. В это сердце – кармашек вы опустите по своему маленькому сердечку со своими пожеланиями. Мы это сердечко откроем через 9 лет когда вы будете в 11 классе. 

Так давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желание исполнится. 

Учитель: 

Так давайте, ребята, жить только в Мирном домике и вспоминать правила этого домика: помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. 

  • Ну а теперь давайте вспомним слова добрейшего кота Леопольда: « Ребята, давайте жить дружно!» И мне думается, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы понесем через всю школьную жизнь. И в честь нашей дружбы, я предлагаю провести самот. 

Игра «Самот» 

(класс разбить по рядам: покажу желтый кружек – хлопает 1 ряд, красный – 2 ряд, а если желтый и красный – хлопают два ряда. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.