Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 4 человека

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Дата: 6 октября 2017 в 20:05

                                                                         УТВЕРЖДЕНО

                                                                         Постановление

                                                                         Министерство образования

                                                                Республики Беларусь

                                                                          29.05.2009  № 32

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»

(X-XI классы)

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Цель допризывной и медицинской подготовки – формирование морально-психологической подготовки юношей к военной службе и обеспечение знаниями и умениями, необходимыми для освоения обязанностей защитника Отечества; формирование знаний, умений и навыков по оказанию первой помощи, доврачебной помощи и общему уходу за больными и поражёнными.

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

на III ступени общего среднего образования

Допризывная подготовка:

  • расширение знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;
  • воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;
  • ознакомление с оборонительным характером военной политики Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, порядком прохождения военной службы, службы в резерве;
  • воспитание товарищества, коллективизма, взаимовыручки, гуманности, нравственности, культуры общения;
  • изучение прав, обязанностей и ответственности призывника, основ военного дела;
  • обучение стрельбе, строевым приёмам без оружия, действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя, военно-прикладным  упражнениям.

Медицинская подготовка:

  • формирование системы знаний по оказанию первой помощи при открытых и закрытых повреждениях, кровотечении, ожогах, повреждениях электротоком, утоплении, тепловом и солнечном ударах, поражении молнией;
  • обучение правилам транспортировки пострадавшего при травмах и других несчастных случаях;
  • ознакомление с видами доврачебной помощи при заболеваниях и отравлениях;
  • ознакомление с лекарственными препаратами и лекарственными растениями, их влиянием на организм человека;
  • обучение уходу за больными и поражёнными;
  • ознакомление с половозрастными особенностями развития человека, инфекциями, передающимися половым путём.

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА»

на III ступени общего среднего образования

Допризывная подготовка

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА

Героизм и мужество белорусского народа. Защита Отечества нашими предками. Подвиг белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Героизм и мужество в мирные дни. Гражданственность и патриотизм.

 Военная политика Республики Беларусь. Понятие, виды войн и военных конфликтов. Специфика и характер современных войн, идеологическое противоборство. Международное гуманитарное право в период вооружённых конфликтов.

Основные положения Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь по военным вопросам. Основные положения законов Республики Беларусь “Об обороне”, “О Вооружённых Силах”, “О воинской обязанности и воинской службе”, “О статусе военнослужащих”.

Допризывник и призывник. Цели, сроки и порядок проведения приписки к призывным участкам.  Призывные комиссии, их задачи и состав. Оповещение призывников о явке для призыва. Медицинское освидетельствование. Предоставление отсрочек и освобождение от призыва.

Права призывника. Обязанности призывника. Административная ответственность за неисполнение обязанностей призывника. Уголовная ответственность за уклонение от призыва.

Вооружённые Силы Республики Беларусь. История и современность белорусской армии. Состав и структура Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Специальные войска.

Вооружение и военная техника Сухопутных войск. Вооружение и военная техника Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны.

Военные учебные заведения Республики Беларусь. Военные факультеты высших учебных заведений.

Порядок прохождения срочной военной службы и службы в резерве.

ОСНОВЫ ВОЕННОГО ДЕЛА

Тактическая подготовка. Современный общевойсковой бой. Виды боя. Обязанности солдата в бою. Действия солдата в обороне и в наступлении. Действия солдата, назначенного наблюдателем или дозорным.

Организация и вооружение мотострелкового отделения. Походный и боевой порядок мотострелкового отделения.

Тактико-технические характеристики основных видов вооружения и военной техники иностранных армий.

Военная игра на местности “Испытай себя”.

Огневая подготовка. История возникновения и развития стрелкового оружия. Меры безопасности при обращении с оружием и взрывчатыми веществами.

Назначение, характеристики и общее устройство пневматической и малокалиберной винтовок.

Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Общее устройство и принцип работы автомата. Порядок неполной разборки и сборки автомата.

Основы, приёмы и правила стрельбы. Выполнение упражнений стрельб из пневматической и малокалиберной винтовок.

Назначение, боевые свойства и общее устройство ручных осколочных гранат. Порядок боевого применения и меры безопасности при обращении с гранатами. Выполнение упражнений в метании ручных гранат (болванок).

 Строевая подготовка. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка. Выполнение команд “Становись”, “Равняйсь”, “Смирно”, “Вольно”, “Заправиться”, “Отставить”.

Движение строевым и походным шагом. Выполнение поворотов на месте и в движении. Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него.

Строевые приёмы без оружия в составе отделения. Воинское приветствие в составе отделения и вне строя.

Уставы Вооружённых Сил.  Назначение и общее содержание общевоинских уставов. Общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата.

Воинские звания и знаки различия, форма одежды военнослужащих. Начальники и подчинённые, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказов и приказаний. Воинское приветствие. Правила воинской вежливости.

Размещение военнослужащих, проходящих срочную военную службу. Распорядок дня воинской части. Суточный наряд роты.

Содержание и порядок принесения и принятия Военной присяги. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы.

Воинская дисциплина, её сущность и значение. Поощрения, применяемые к солдатам, дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат. Нравственные принципы, нормы поведения и адаптация в воинском коллективе.

Радиационная, химическая и биологическая защита. Краткая характеристика оружия массового поражения иностранных армий.

Назначение, общее устройство и правила пользования фильтрующим противогазом и респиратором. Назначение, общее устройство и правила пользования средствами защиты кожи. Средства коллективной защиты. Медицинские средства защиты и профилактики.

Частичная санитарная обработка, дезактивация и дезинфекция одежды, обуви, средств индивидуальной защиты.

Военная топография. Ориентирование на местности без карты по компасу, солнцу, солнцу с помощью часов, небесным светилам, по признакам местных предметов.

Магнитный азимут и его определение. Движение по азимутам.

Топографические карты. Масштаб карты. Условные топографические знаки. Измерение расстояний по карте. Ориентирование по карте.

Выживание и деятельность в экстремальных условиях. Психология поведения людей в экстремальной ситуации. Эмоционально-волевая и психологическая подготовка к действиям в экстремальной ситуации.

Выживание в условиях автономного существования.

Экстремальные условия в воинской деятельности. Боевая деятельность. Учебно-боевая деятельность. Специфика жизни и быта военнослужащих срочной службы.

Военно-медицинская подготовка. Понятие о ране. Классификация ран. Виды кровотечений и их характеристика.

Первая медицинская помощь при кровотечениях, переломах костей, остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания. Первая медицинская помощь при ушибе, вывихе, растяжении связок, солнечном и тепловом ударах, обморожении, укусах ядовитыми змеями, отравлении ядовитыми растениями и грибами.

Медицинская подготовка

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ

Общие принципы оказания первой помощи. Причины потери сознания. Признаки жизни и смерти. Реанимация. Показания к реанимации. Транспортировка пострадавших.

Открытые повреждения, кровотечения. Рана, классификация ран. Возможные осложнения при ранении. Первая помощь при ранении. Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечения.

 Перевязочный материал. Общие правила наложения мягкой бинтовой повязки. Техника наложения мягких бинтовых повязок на различные участки области тела. Использование подручного материала для наложения повязок.

Повреждения мягких тканей, суставов и костей. Виды и характеристика повреждений. Ушибы мягких тканей, растяжения и разрывы связок, сухожилий и мышц. Вывихи. Первая помощь.

Переломы. Виды, классификация, характеристика. Повреждение позвоночника.  

Особенности переломов у детей и взрослых. Признаки переломов. Травматический шок. Первая помощь при переломах и правила её оказания. Иммобилизация.

Ожоги и отморожения. Ожоги. Термические и химические ожоги и их характеристика. Признаки ожогового шока и его профилактика. Ожоговая болезнь.

Первая помощь при ожогах и правила транспортировки обожжённых. Правила наложения повязок на обожжённую поверхность.

Отморожения. Факторы, способствующие отморожению. Классификация отморожений. Замерзание. Первая помощь в полевых и домашних условиях.

Утопление. Первая помощь при утоплении и правила её оказания. Профилактика утоплений.

Электротравмы и поражения молнией. Признаки поражения. Местные и общие явления при поражении электрическим током. Первая  помощь при электротравмах и правила её оказания.

Солнечные и тепловые удары. Причины солнечного и теплового ударов. Основные признаки. Первая помощь. Профилактика тепловых и солнечных ударов.

Укусы животными (насекомыми, ядовитыми змеями). Основные признаки и особенности оказания первой помощи при поражениях ядами животных. 

ДОВРАЧЕБНАЯ  ПОМОЩЬ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ОТРАВЛЕНИЯХ

Доврачебная помощь. Цели, задачи, значение.

Отравления. Отравления химическими веществами. Основные признаки отравления. Первая помощь при острых отравлениях угарным газом, сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ). Профилактика.

Пищевые отравления. Основные симптомы отравления. Первая помощь. Профилактика пищевых отравлений.

Отравления ядовитыми растениями и грибами. Особенности поражения, основные признаки. Первая помощь при отравлении ядовитыми грибами и растениями, правила её оказания. Профилактика.

Лекарственные препараты. Понятие о лекарственных препаратах. Лекарственные формы. Основные группы лекарственных препаратов.

Влияние внешних и внутренних факторов на действие лекарств на организм. Способы введения лекарственных средств в организм.  Возможные реакции организма на лекарства, осложнения. Первая помощь в случаях аллергической реакции и отравления.

Содержание домашней аптечки, дорожной аптечки водителя, санитарной сумки. Правила хранения лекарственных средств в домашних условиях.

Лекарственные растения. Роль лекарственных растений в жизни человека. Правила и сроки сбора  лекарственных растений, показания к применению. Правила приготовления настоев и отваров. Лекарственные растения: малина обыкновенная, черника, шиповник коричный, подорожник большой, ромашка аптечная, валериана лекарственная, зверобой продырявленный, одуванчик лекарственный, девясил высокий, мята перечная, калина обыкновенная.

Инфекционные и неинфекционные заболевания. Понятие причины болезни. Признаки. Внешние и внутренние факторы, влияющие на возникновение и развитие заболеваний. Пути передачи.

Болезни органов дыхания: острый бронхит, пневмония, бронхиальная астма. Причины, признаки, первая помощь. Уход за больными. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Болезни органов кровообращения: ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая болезнь, обморок. Причины. Признаки и первая помощь. Уход за больными. Профилактика сердечно-сосудистых нарушений.

Болезни органов пищеварения: острый гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, острая печёночная колика. Причины, основные признаки и первая помощь. Особенности ухода за больными. Профилактика.

Болезни эндокринной системы: сахарный диабет.

Болезни органов мочеполовой системы: острый нефрит, почечная колика, острый цистит. Причины. Основные признаки. Первая помощь.  Уход за больными. Профилактика.

Радиационные поражения. Радиоактивность.  Биологическое действие ионизирующего излучения на организм человека. Острая лучевая болезнь. Основные признаки. Первая помощь.

Понятие об инфекции. Классификация  инфекционных заболеваний. Причины возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекции.

Эпидемия, пандемия, эпидемический очаг, эпидемический процесс. Современные методы и средства борьбы с инфекционными заболеваниями.

Иммунитет, виды иммунитета. Роль вакцин и сывороток в предупреждении и лечении инфекционных заболеваний.

Кишечные инфекции: брюшной тиф, дизентерия, вирусный гепатит. Источники инфекций, пути передачи, основные признаки. Первая помощь и особенности ухода за больными. Профилактика.

Воздушно-капельные инфекции:  острые респираторные вирусные инфекции, грипп, ангина. Источники инфекций, пути передачи, основные признаки. Особенности ухода за больными. Профилактика.

Инфекции, передающиеся половым путём. Понятие о ВИЧ – инфекции, СПИДе. Источники заражения, пути передачи, основные признаки. Профилактика. Гонорея, сифилис, трихомоноз. Пути заражения, признаки, профилактика.

Детские инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, краснуха. Источники инфекции, пути передачи, основные признаки заболеваний. Особенности ухода за больными. Профилактика детских инфекционных заболеваний.

Туберкулёз. Источники и пути передачи заболевания, основные признаки. Формы туберкулёза. Особенности ухода за больными. Профилактика туберкулёза.

Поражение кожных покровов: педикулёз, чесотка, микроспория. Источники инфекции, пути передачи, основные признаки. Особенности ухода за больными. Профилактика кожных заболеваний.

Кровяные инфекции: сыпной тиф, клещевой энцефалит, лейшманиозы. Источники заражения, пути передачи, основные признаки. Профилактика.

Гельминтозы: энтеробиоз, аскаридоз, трихоцефалёз. Источники инфекций, пути передачи, признаки. Профилактика.

УХОД ЗА ПОРАЖЁННЫМИ И БОЛЬНЫМИ

Уход за больными и поражёнными. Особенности общего ухода за больными и поражёнными в процессе их лечения. Основные предметы ухода за больными.

Термометр.  Измерение температуры тела.

 Понятие об артериальном давлении.  Техника измерения артериального давления.

Подсчёт частоты пульса. Наблюдение за дыханием больного и подсчёт дыхательных движений.

Основные механизмы рефлекторного воздействия на кровообращение – тепловые и холодовые процедуры. Показания и противопоказания. Техника постановки компрессов, горчичников, грелок. Применение холода – пузырь со льдом, примочки.

Методы и пути введения лекарственных веществ. Приёмы наполнения шприца.

Личная гигиена больных. Смена нательного и постельного белья. Уход за кожей больного. Умывание и обтирание тяжелобольных. Гигиена полости рта, глаз, ушей, носа. Пролежни. Профилактика пролежней.

Гигиена зрения. Профилактические меры при работе с компьютером.

Понятие лечебного питания. Питание больных. Пищевой рацион. Профилактика авитаминозов и гиповитаминозов.

 Психология поведения больного, возрастные особенности, физическое состояние. Типы реакции личности на болезнь. Навыки общения с больными.

Медико-биологические аспекты полового воспитания. Проблемы взаимоотношений юношей и девушек. Половые особенности и личная гигиена юношей и девушек.

Гигиена брака. Гигиена и культура половых отношений. Контрацепции, их виды и методы применения.

Беременность. Наиболее благоприятный возраст для брака и беременности. Физиологические и психологические особенности протекания беременности. Гигиена беременной женщины. Влияние алкоголя, никотина и токсических веществ на развитие плода.

Аборт и его последствия для молодого организма. Возможные осложнения.

Профилактика венерических заболеваний и СПИДа.

Репродуктивное здоровье.

Организация оказания медицинской помощи в Республике Беларусь.  Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. Цели и задачи, гуманитарная деятельность, основополагающие принципы, эмблема. Белорусский Комитет Красного Креста и его деятельность в развитии и реализации гуманитарного права.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 Требования к уровню подготовки учащихся за период обучения на уровне общего среднего образования.

Допризывная подготовка

Учащийся должен

знать:

  • цель и задачи допризывной подготовки;
  • основные вехи военной истории нашего государства;
  • подвиги наших предков, проявивших мужество и героизм при защите Отечества, совершённые ими подвиги;
  • характер и основное содержание военной политики Республики Беларусь;
  • основные положения Конституции Республики Беларусь о защите Республики Беларусь, законов Республики Бела­русь «Об обороне», «О Вооружённых Силах Республики Бе­ларусь», «О воинской обязанности и воинской службе»;
  • определение войн и их классификацию; особенности современных войн;
  • права, обязанности и ответственность призывника; порядок приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;
  • историю создания белорусской армии; назначение, состав и структуру Вооружённых Сил Республики Беларусь, основные виды вооружения и боевой техники;
  • порядок поступления в военные учебные заведения Республики Беларусь;
  • текст Военной присяги и порядок её принятия;
  • назначение общевоинских уставов, правила воинской вежливости, воинские звания;
  • сущность и значение воинской дисциплины; поощрения, применяемые к солдатам; дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат;
  • назначение и состав суточного наряда роты; обязанности дневального по роте;
  • меры безопасности при обращении с оружием;
  • назначение, устройство и основные характеристики пневматической винтовки;
  • назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата АК-74;
  • основы, приёмы и правила стрельбы;
  • назначение, тактико-технические характеристики и общее устройство ручных осколочных гранат; порядок боевого применения ручных осколочных гранат и меры безопасности при обращении с ними;
  • действия солдата в обороне и в наступлении;
  • организацию, вооружение и боевой порядок мотострелкового отделения;
  • принцип комплектования и состав Вооружённых сил иностранных армий (США, Германии, Великобритании, Франции);
  • краткую характеристику оружия массового поражения; средства индивидуальной защиты;
  • порядок ориентирования на местности без карты и движения по азимутам; топографическую карту и топографические знаки;

уметь:

  • выполнять обязанности призывника, установленный порядок приписки к призывным участкам;
  • выполнять правила воинской вежливости;
  • выполнять команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; выполнять повороты на месте, двигаться строевым шагом; выполнять строевые приёмы: выход из строя и возвращение в строй, повороты в движении, подход к начальнику и отход от него;
  • производить неполную разборку и сборку автомата АК-74;
  • стрелять из пневматической винтовки и выполнять установленные программой упражнения стрельб;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты — противогазом и респиратором;
  • оказывать первую помощь при ранениях, переломах, при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания;
  • составлять схему маршрута движения по азимутам, двигаться по азимутам. Читать топографическую карту;

владеть:

  • понятиями: воинская обязанность, воинская служба, военная служба, служба в резерве, допризывник,  призывник, военнослужащий, общевоинский устав, начальник и подчинённый, старший и младший.

Медицинская подготовка

Учащийся должен

знать:

  • цели и задачи медицинской подготовки девушек в учреждениях образования;
  • цели и задачи первой помощи;
  • виды ран;
  • виды кровотечений;
  • виды и особенности  закрытых повреждений;
  • виды переломов;
  • виды ожогов;
  • особенности поражения электрическим током и молнией;
  • основные признаки при: поражении человека ядами животных, поражении человека ядовитыми растениями и грибами, при заболевании сахарным диабетом;
  • возможные осложнения медикаментозной терапии;
  • виды лекарственных растений;
  • классификацию инфекционных заболеваний;
  • виды иммунитета;
  • пути передачи и основные признаки при: кишечных инфекциях, воздушно-капельных инфекциях, кровяных инфекциях, гельминтозах, инфекциях, передающихся половым путём;
  • формы туберкулёза;
  • особенности поведения больного;

уметь:

  • оказывать первую помощь при: травмах, переломах, кровотечении, ушибах, растяжениях, вывихах, ожогах, отморожениях, поражениях электрическим током и молнией,  тепловом и солнечном ударах, утоплении; укусах животными, пищевых отравлениях и отравлениях химическими веществами, отравлении ядовитыми грибами и растениями, аллергической реакции на лекарственное средство, заболевании органов сердечно-сосудистой системы, повышенном артериальном давлении, инфекциях, передающихся воздушно-капельным путём, острых заболеваниях органов пищеварения, кишечных инфекциях, заболеваниях мочеполовой системы;
  • объяснять особенности транспортировки больных;
  • проводить искусственную вентиляцию лёгких и закрытый массаж сердца пострадавшему;
  • транспортировать поражённых на носилках и с помощью подручных средств;
  • накладывать мягкие бинтовые повязки;
  • объяснять роль лекарственных растений в жизни человека;
  • различать: лекарственные формы и виды лекарственных растений;
  • перечислять содержимое санитарной сумки, домашней аптечки и дорожной аптечки водителя, основополагающие принципы деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца,  Белорусского Комитета Красного Креста;
  • различать основные предметы ухода за больными;
  • объяснять особенности: личной гигиены, гигиены зрения, гигиены беременности;
  • пользоваться учебником, дополнительной и справочной литературой;

владеть:

  • навыками обращения с: кровоостанавливающим жгутом, перевязочными материалами, средствами иммобилизации, санитарными носилками, термометром, тонометром,  грелками, горчичниками, компрессами;
  • навыками измерения температуры тела и артериального давления;
  • навыками определения частоты пульса и дыхания.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.